ãДмитрий Глуховский, 1998 – 2005

 

Глава 19

 

 

         PLAY  Вдвоём отодвинув тяжёлый чугунный блин, закрывавший лаз, они начали спускаться вниз. Узкая вертикальная шахта была сложена из бетонных колец, в каждом из которых торчала металлическая скоба.

        Как только они остались вдвоём, Ульман переменился. С Артёмом он общался короткими, односложными фразами, главным образом отдавая приказы или предостерегая его. Как только крышка люка была снята, он велел Артёму потушить фонарь и, надвинув на глаза прибор ночного видения, первым нырнул внутрь. 

        Ползти вниз, цепляясь за скобы, Артёму пришлось вслепую. Он не очень хорошо понимал, к чему были нужны все эти предосторожности, ведь после Кремля они встретили на своём пути никакой опасности. В конце концов Артём решил, что сталкер дал Ульману какие-то особые инструкции, или что, оставшись без своего командира, тот просто начал с удовольствием исполнять его роль сам.

        Боец хлопнул Артёма по ноге, давая знак остановиться. Он послушно замер, ожидая, пока тот объяснит ему, в чём дело. Но вместо объяснений снизу послышался мягкий удар – это Ульман спрыгнул на пол, - а через несколько секунд раздались тихие хлопки выстрелов.

-         Можешь слезать, - громким шёпотом разрешил Артёму напарник, и снизу зажёгся свет.

        Когда скобы закончились, он отпустил руки и, пролетев метра два, приземлился на цементный пол. Поднялся, отряхнул руки и огляделся по сторонам. Они находились в коротком, шагов на пятнадцать, коридоре. С одной его стороны в потолке был лаз – оттуда они и вылезли, а с другой – в полу виднелся ещё один люк с такой же чугунной рифлёной крышкой. Рядом с ним в луже крови лежал ничком мёртвый дикарь, и после смерти сжимающий в руке свою плевательную трубку.

-         Проход охранял, - тихо отозвался Ульман на вопросительный взгляд Артёма. – Но заснул. Не ждал, наверное, что с этой стороны кто-то полезет. Ухом на люк лёг и заснул.

-         Ты его... во сне? – уточнил Артём.

-         А что? Не по-рыцарски? – фыркнул тот. – Ничего, будет знать, как при исполнении спать.  И потом, он всё равно плохим человеком был – священный день не соблюдал. Было же сказано – в туннели не соваться.

        За ноги оттащив тело в сторону, он открыл люк и опять погасил фонарь.

        На этот раз шахта была совсем короткая и вела в заваленное хламом служебное помещение. Лаз полностью скрывала от чужих глаз гора металлических листов, шестерёнок, рессор и никелированных поручней – деталей хватило бы на целый вагон. Они были беспорядочно нагромождены друг на друга до самого потолка и держались каким-то чудом. Между этой кучей и стеной оставался узкий проход, но протиснуться сквозь него, не задев и не обрушив на себя всю гору железа, было почти невозможно.

 

        Засыпанная грунтом до середины дверь из помещения вела сразу в необычный квадратный туннель. Слева перегон обрывался: там был то ли завал, то ли в том самом месте работы по прокладке путей почему-то прекратили. Направо он выводил в стандартный круглый и широкий туннель. Сразу чувствовалось, что граница между двумя переплетающимися между собой подземными мирами пересечена. Здесь, в Метро, даже дышалось иначе - воздух был хоть и сырым, но не таким мертвенным и застоявшимся, как в тайных ходах Д-6.

        Встал вопрос – куда идти дальше. Пытаться двигаться наобум они не стали – в этом же перегоне могла находиться погранзастава Четвёртого рейха. От Маяковской до Чеховской ходу, судя по карте, было всего – минут двадцать. Покопавшись в пакете со своими вещами, Артём нашёл там окровавленную карту, которая ему досталась от Данилы, и по ней определили верное направление.

        Не прошло и пяти минут, как они уже были на Маяковской. Усевшись на скамью, Ульман с облегчённым вздохом снял с головы тяжёлый шлем, вытер рукавом раскрасневшееся мокрое лицо и запустил пятерню в ёжик своих русых волос. Несмотря на могучее телосложение и повадки матёрого туннельного волка, лет Ульману, кажется, было ненамного больше, чем Артёму, и уж точно никак не больше тридцати.

        Пока искали, где купить еды, Артём успел осмотреть станцию. Сколько прошло времени с тех пор, как он ел в последний раз, Артём уже и сам не знал, но живот ему подвело нешуточно. Припасов у Ульмана с собой никаких не было – собирались они в спешке и брали только необходимое.

        Маяковская обстановкой и духом напоминала Киевскую. От когда-то изящной и воздушной станции оставалась только мрачная тень. Станция была теперь наполовину  разорённая, с ютящимися в драных палатках или прямо на платформе перепуганными людьми, покрытыми  подтёками и разводами от просачивающейся воды стенами и потолком, с одним небольшим костерком на всю станцию – топить нечем. Обитатели Маяковской переговаривались между собой совсем тихо, как у постели умирающего.

        Однако и на этой задыхающейся станции нашёлся магазин – залатанная трёхместная палатка с выставленным у входа раскладным столиком. Ассортимент удручал – ободранные крысиные тушки, засохшие и сморщившиеся грибы, доставленные сюда невесть когда, и даже нарезанный квадратиками мох. Рядом с каждым товаром гордо стоял ценник – придавленный гильзой обрывок газетной бумаги с ровными, каллиграфически прописанными цифрами.

        Покупателей, кроме них, почти не было – только худосочная ссутуленная женщина, держащая за руку маленького мальчика. Ребёнок потянулся к лежащей на прилавке крысе, но мать одёрнула его.

-         Не трожь! Мы на этой неделе мясо уже ели!

        Мальчик послушался, но надолго забыть о тушке у него не вышло. Как только мать отвернулась, он снова попробовал добраться до дохлого зверька.

-         Колька! Я тебе что сказала? Будешь плохо себя вести – за тобой бесы из туннелей придут! Вот Сашка твой мамку свою не слушался – его и забрали! – забранила его женщина, в последний момент успев отдёрнуть сына.

        Артём с Ульманом никак не могли решиться. Артёму начало казаться, что он вполне может потерпеть до Проспекта Мира, где хотя бы грибы будут посвежее. 

-         Может, крыску? Зажариваем в присутствии клиента, - с достоинством предложил плешивый хозяин магазина. - Сертификат качества! – загадочно добавил он.

-         Спасибо, я уже пообедал, - поспешил отказаться Ульман. – Артём, что ты там хотел? Только мох не бери, от него в кишечнике Четвёртая мировая начинается. 

        Женщина осуждающе покосилась на него. В руке у неё было всего два патрона, которых, судя по ценникам, хватало как раз только на мох. Заметив, что Артём смотрит на её скромный капитал, женщина спрятала кулак за спину.

-         Нечего здесь! – злобно огрызнулась она. – Сам покупать не собираешься, так и вали отсюда! Не все миллионеры! Чего пялишься?

        Артём хотел было ответить, но засмотрелся на её сына. Тот был очень похож на Олега – такие же бесцветные хрупкие волосы, красноватые глаза, вздёрнутый нос. Мальчик взял большой палец в рот и стеснительно улыбнулся Артёму, глядя на него чуть исподлобья.

        Тот почувствовал, как помимо его воли губы расползаются в улыбке, а глаза набухают слезами. Женщина перехватила его взгляд и взбеленилась.

-         Извращенцы лешие! – сверкая глазами, взвизгнула она. – Пойдём, Коленька, сынок, домой! – она потащила мальчика за руку.

-         Подождите! Постойте!

        Артём выдавил из запасного рожка своего автомата несколько патронов и, догнав женщину, отдал их ей.

-         Вот... Это вам. Коле вашему.

Та недоверчиво взглянула на него, потом её рот презрительно скривился.

-         Что же ты думаешь, за пять патронов такое можно? Чтобы своего ребёнка?!

        Артём не сразу понял, что она имела в виду. Наконец до него дошло, и он раскрыл было рот, чтобы начать оправдываться, но так и не смог ничего выдавить, а просто стоял, хлопая глазами. Женщина, довольная произведённым эффектом, сменила гнев на милость.

-         Ладно уж! Двадцать патронов за полчаса.

        Так и не сумев ничего выговорить, Артём потряс головой, развернулся и чуть ли не бегом бросился прочь.

-         Жлоб! Ладно, давай хотя бы пятнадцать! – прокричала ему вслед женщина.

Ульман стоял всё там же, беседуя о чём-то с продавцом.

-         Ну так, как насчёт крыски, не надумали? – учтиво поинтересовался хозяин, завидев возвращающегося Артёма.

        Ещё немного – и его вырвет, понял Артём. Потянув Ульмана за собой, он поспешил ретироваться со станции.

-         Отчего такая спешка? – спросил тот, когда они уже шагали по туннелю в направлении Белорусской.

        Стараясь справиться с подступающим к горлу комком, Артём рассказал, что произошло. На Ульмана его история особого впечатления не произвела.

-         А что? Жить же как-то надо, - отозвался он.

-         Зачем такая жизнь вообще нужна? – Артёма передёрнуло.

-         У тебя есть предложения? – Ульман пожал своими широкими плечами.

-         Да в чём смысл такой жизни? Цепляться за неё, терпеть всю эту грязь, унижения, детьми своими торговать, мох жрать, ради чего?!

        Артём осёкся, вспомнив Хантера – как тот говорил про инстинкт самосохранения, про то, что будет изо всех сил, по-звериному бороться за свою жизнь и за выживание остальных. Тогда, в самом начале его слова зажгли в Артёме надежду и желание бороться, стремления пытаться изменить мир, как та лягушка, которая своими лапками сбила молоко в крынке, превратив его в масло. Но сейчас почему-то более близкими казались слова, произнесённые отчимом.

-         Ради чего? – передразнил его Ульман. – Ты что же, парень, «ради чего» живёшь?

        Артём пожалел, что вообще ввязался в этот разговор. Бойцом Ульман, надо отдать ему должное, был отменным, но собеседником казался не очень интересным. И спорить с ним по поводу смысла жизни Артёму казалось делом отчаянным и бесполезным.

-         Да, лично я – «ради чего», - угрюмо ответил он, не выдержав.

-         Ну и ради чего? – рассмеялся Ульман. – Ради спасения человечества? Брось, это всё ерунда. Не ты спасёшь – так кто-нибудь другой. Я, например, - он осветил фонарём своё лицо, так, чтобы Артёму было его видно, и состроил героическую гримасу.

Артём ревниво посмотрел на него, но одумался и ничего не сказал.

-         И потом, - продолжил боец, - не могут же все ради этого жить.

-         Ну и как тебе оно – жизнь без смысла? – Артём постарался задать этот вопрос иронично.

-         Как это без смысла? У меня он есть - тот же, что и у всех. И вообще, эти поиски смысла жизни обычно на период полового созревания приходятся. Это у тебя, кажется, что-то затянулось.

        Его тон был не обидным, а озорным, так что надуваться Артём не стал. Вдохновлённый своим успехом, Ульман продолжил разглагольствовать.

-         Я себя хорошо помню, когда мне семнадцать было. Тоже всё пытался понять – как, зачем, какой смысл. Потом это проходит. Смысл, брат, в жизни только один – детей заделать и вырастить. А там уж пусть они этим вопросом мучаются. И отвечают на него, как могут. На этом-то мир и держится. Вот такая теория, - он снова засмеялся.

-         Ну а со мной ты зачем идёшь? Жизнью рискуешь? Если ты не веришь в спасение человечества, тогда что? – спустя некоторое время спросил Артём.

-         Во-первых, приказ, - строго сказал Ульман. – Приказы не обсуждаются. Во-вторых, если ты помнишь, детей недостаточно сделать, их надо вырастить. А как я их буду растить, если их ваша шушера с ВДНХ сожрёт?

        От него исходила такая уверенность в себе и своих силах, а его картина мира была так соблазнительно проста и слаженна, что Артёму даже не захотелось с ним дальше спорить. Наоборот, он почувствовал, что боец вселяет и в него уверенность, которой ему не хватало.

       

        PLAY Как и говорил Мельник, туннель между Маяковской и Белорусской оказался спокойным. Правда, что-то ухало в вентиляционных шахтах, но зато мимо пару раз прошмыгнула вполне нормальных размеров крыса, и Артёма это успокоило. Вообще же, перегон был на удивление коротким – не успели доспорить, как впереди показались огни станции.

        Соседство с Ганзой сказывалось на Белорусской самым положительным образом. Это было видно сразу – хотя бы по тому, что по сравнению с Маяковской или Киевской она довольно хорошо охранялась – за десять метров до входа был сооружён блок-пост: на мешках с грунтом стоял ручной пулемёт, а сторожевой наряд состоял из пяти человек.

        Проверив документы (вот и пригодился новый паспорт), у них вежливо спросили, не из Рейха ли они будут. Нет-нет, заверили Артёма, против Рейха здесь никто ничего не имеет, станция торговая, соблюдает жёсткий нейтралитет, здесь в конфликты между державами – так начальник караула называл Ганзу, Рейх и Красную линию – не вмешиваются.

        Прежде чем продолжать свой путь по Кольцу, Артём с Ульманом решили всё же отдохнуть и перекусить. Сидя в богатой и даже с некоторым шиком обставленной закусочной, в придачу к превосходно приготовленной и при этом удивительно недорогой отбивной Артём получил и полную информацию о Белорусской. Сидевший за столом напротив круглолицый блондин, представившийся Леонидом Петровичем, за обе щеки уплетал грандиозных размеров яичницу с беконом, а когда у него освобождался рот, с удовольствием рассказывал о своей станции.

        Жила Белорусская, как выяснилось, за счёт транзита свинины и курятины. По ту сторону Кольца – ближе к Соколу и даже Войковской, хотя та уже находится в опасной близости к поверхности, располагались огромные и очень успешные хозяйства. Километры туннелей и технических перегонов были превращены в нескончаемые животноводческие фермы, которые кормили всю Ганзу, заодно поставляя продовольствие и Четвёртому рейху, и на вечно полуголодную Красную линию. Кроме того, жители Динамо унаследовали у своих предприимчивых предшественников и склонность к портняжному мастерству. Именно там шили и продавали те самые куртки из свиной кожи, которые Артём видел на Проспекте Мира.

        Никакой внешней опасности с этого конца Замоскворецкой линии не существовало, и за все годы жизни в метро ни Сокол, ни Аэропорт, ни Динамо никто ни разу не разорял. Ганза на них не претендовала, довольствуясь возможностью собирать пошлину с переправляемого товара, а заодно обещала им защиту от фашистов и от красных.

        Жители Белорусской почти поголовно были заняты торговыми делами. Фермеры с Сокола и портные с Динамо редко задерживались здесь, чтобы собственноручно сбыть свой товар – барышей с оптовых поставок им хватало с головой. Подвозя партии свинины или живых кур на дрезинах и вагонетках на человеческой тяге, люди с той стороны, как их здесь называли, сгружали добро – для этих целей на платформах даже были установлены особые подъёмные краны – рассчитывались и отбывали к себе домой.

        Жизнь на станции бурлила. Бойкие торговцы (на Белорусской они почему-то звались «менеджерами») носились от «терминала» - места разгрузки – к складам, позвякивая мешочками с патронами, раздавая указания жилистым грузчикам, тележки с ящиками и свёртками на хорошо смазанных колёсах катились бесшумно к рядам прилавков, или к границе Кольца, откуда товар забирали ганзейские купцы, или к противоположному краю платформы, где свои заказы ожидали эмиссары Рейха.

        Фашистов здесь было немало, но не рядовых, а всё больше офицеров. Однако вели они себя совсем иначе – хоть нагловато, но в рамках приличия. На смуглых брюнетов, которых хватало среди местных торговцев и грузчиков, они неприязненно косились, но порядки свои диктовать не решались.

-         У нас ведь тут и банки... От них, из Рейха, многие к нам приезжают вроде бы как за товарами, а на самом деле – сбережения вложить, - поделился с Артёмом его собеседник. – Поэтому они нас трогать вряд ли станут. Мы им как бы Швейцария, - добавил он непонятно.

-         Хорошо у вас тут, - на всякий случай вежливо заметил Артём.

-         Да что мы всё о Белорусской... Сами-то вы откуда будете? – спросил наконец ради  приличия Леонид Петрович.

        Ульман притворился, что не слышал вопроса и плотнее занялся своей отбивной.

-         Я с ВДНХ, - оглянувшись на него, ответил Артём.

-         Что вы говорите! Какой ужас! – Леонид Петрович даже отложил вилку и нож. – Там, говорят, дела совсем плохи? Я слышал, они уже из последних сил оборону держат. Половина станции погибла... Это правда?

        У Артёма кусок застрял в горле. Что бы ни случилось, он должен прежде попасть на ВДНХ, повидаться со своими, может быть, в последний раз. Как он мог терять сейчас драгоценное время на еду? Отодвинув тарелку, он попросил счёт, и, не взирая на протесты Ульмана, потащил его за собой – мимо устроенных в проёмах арок прилавков с мясом и одеждой, мимо сваленных в кучи товаров, мимо приценивающихся челноков, снующих грузчиков, чинно прохаживающихся фашистских офицеров - к отгороженному металлической оградой переходу на Кольцевую линию. Над входом было вывешено белое полотнище с коричневой окружностью посередине, и двое автоматчиков в знакомом сером камуфляже проверяли документы и досматривали вещи.

        Артёму ещё ни разу не удавалось проникнуть на территорию Ганзы с такой лёгкостью. Ульман, дожёвывая кусок отбивной, порылся в кармане и предъявил пограничникам неприметного вида ксиву. Те без разговоров отодвинули секцию ограждения, пропуская их внутрь.

-         Что это за корочки? – полюбопытствовал Артём.

-         Так... Орденская книжка к медали «За заслуги перед Отечеством», - отшутился Ульман. – Перед нашим полковником все в долгу.

 

        Переход на Кольцо представлял собой странную смесь крепости и торговых складов. Вторая граница Ганзы начиналась за мостиками над путями: там были возведены настоящие редуты с пулемётами и даже огнемётом. А дальше, рядом с памятником - мудрого вида бронзовым бородатым мужиком с автоматом, хрупкой девушке и мечтательному парню, оба при оружии (наверное, основатели Белорусской или герои борьбы с мутантами, подумал Артём) - размещался целый гарнизон, не меньше двадцати солдат.

-         Это из-за Рейха, - объяснил Артёму Ульман. – С фашистами так: доверяй, но проверяй. Швейцарию они, конечно, не трогали, но Францию под себя подмяли.

-         У меня плохо с историей, - смущённо признался Артём. – Отчим учебник так и не смог найти. Я только немного про мифы Древней Греции читал.

        Мимо солдат тащилась бесконечная цепочка похожих на муравьёв грузчиков с тюками за плечами: Ганза жадно всасывала в себя почти всю продукцию Сокола, Динамо и Аэропорта. Движение было хорошо налажено: по одному эскалатору носильщики спускались вниз с грузом, по другому – поднимались налегке. Третий был предназначен для остальных прохожих.

        Снизу, в стеклянной будке, сидел автоматчик, следивший за эскалатором. Он ещё раз проверил у Артёма  и Ульмана документы, и выдал им бумажки со штампом «Временная регистрация – транзит» и датой. Путь был свободен.

        Эта станция тоже называлась Белорусской, но разница с её радиальным двойником  была разительной – как между разделёнными при рождении близнецами, один из которых попал в царскую семью, а другого подобрал и вырастил бедняк. Всё благополучие и процветание той, первой Белорусской меркло в сравнении с кольцевой станцией. Она блистала отмытыми добела стенами, интриговала замысловатой лепниной на потолке и слепила неоновыми лампами, которых на всю станцию горело всего три, но и их света хватало с избытком.

        На платформе вереница грузчиков распадалась на две части: одни шли к путям сквозь арки налево, другие – направо, скидывая свои тюки в кучи и бегом возвращаясь за новыми.

        У путей были сделаны две остановки: для товаров – там был установлен небольшой кран, и для пассажиров, где стояла билетная касса. Раз в пятнадцать-двадцать минут мимо станции проезжала грузовая дрезина, оборудованная своеобразным кузовом – дощатым настилом, на который грузили ящики и тюки. Помимо трёх-четырёх человек, стоявших за рукоятями дрезины, на каждой был ещё и охранник.

       PLAY Пассажирские приходили реже – Артёму с Ульманом пришлось ждать больше сорока минут. Как объяснил им билетёр, трамваи ждали, пока наберётся достаточно людей, чтобы не гонять рабочих зря. Но само по себе обстоятельство, что где-то в метро до сих пор можно купить билет – по патрону за каждый перегон -  и проехать от станции к станции, как тогда, Артёма совершенно заворожило. Он даже на некоторое время позабыл обо всех своих бедах и сомнениях, а просто стоял и наблюдал за погрузкой товаров, представляя, как же прекрасна должна была быть жизнь в метро раньше, когда по путям ходили не ручные дрезины, а огромные сверкающие поезда.

       

-         Вон ваш трамвай едет! – сообщил билетёр и зазвонил в колокольчик.

        К остановке подкатила большая дрезина, к которой была прицеплена вагонетка с деревянными лавками. Предъявив билеты, они уселись на свободные места. Постояв ещё несколько минут и набрав недостающих пассажиров, трамвай двинулся дальше.   

        Половина скамеек стояла так, чтобы ездоки сидели лицом вперёд, половина – назад. Артёму досталось место против хода состава. Ульман сел на оставшееся место - к нему спиной.

-         А почему так странно сиденья расположены, в разные стороны? Неудобно ведь, - спросил Артём у своей соседки, крепкой бабки лет шестидесяти в дырявом шерстяном платке.

-         А как же? – всплеснула руками та. – Что же ты, туннель без присмотру оставишь? Легкомысленные вы, молодые! Вон, позавчера не слыхал, чего было? Вот такущая крыса, - бабка развела руки, сколько хватило, - выпрыгнула из межлинейника,  да пассажира и утащила!

-         Да не крыса это была! – вмешался, обернувшись, мужичок в стёганом ватнике. – Мутан это был! На Курской, у них мутаны очень лезут...

-         А я говорю, крыса! Мне Нина Прокофьевна говорила, соседка моя, что я, не знаю что ли? – возмутилась бабка.

        Они ещё долго так спорили, но Артём к их разговору больше не прислушивался. Мысли снова вернулись к ВДНХ. Для себя он уже твёрдо решил, что до того, как поднимется на поверхность, чтобы вместе с Ульманом отправиться к Останкинской башне, обязательно попытается прорваться на свою родную станцию. Как убедить в этой необходимости напарника, он пока не знал. Но в его груди копошилось нехорошее предчувствие, что последняя возможность увидеть свой дом и любимых людей предоставляется ему сейчас, до того, как он поднимется наверх. И упустить её никак нельзя – кто знает, что будет потом? Хоть сталкер и говорил, что ничего сложного в их задании нет, но сам Артём не очень-то верил, что когда-либо ещё встретится с ним. Но перед тем, как он начнёт свой, может быть, последний подъём вверх, он обязательно должен хоть ненадолго вернуться на ВДНХ.

        Звучит-то как... В-Д-Н-Х... Мелодично, ласково. Так бы и слушал всегда, подумал Артём. Неужели правду говорил случайный знакомый на Белорусской, неужели действительно станция вот-вот падёт под натиском чёрных, и половина её защитников уже погибла, пытаясь предотвратить неминуемое? Сколько же он отсутствовал? Две недели? Три? Он закрыл глаза, пытаясь представить себе любимые своды, элегантные, но сдержанные линии арок, ажурную ковку медных вентиляционных решёток между ними, ряды палаток в зале: вот эта - Женькина, а сюда, поближе, его.

        Дрезину мягко покачивало в такт убаюкивающему стуку колёс, и Артём сам не заметил, как его потянуло в сон. Разница была тем менее заметна, что ему опять снилась ВДНХ.

        ...Он больше ничему не удивлялся, не прислушивался и не пытался понять. Значение его сна скрывалось не на станции, а в туннеле, он точно помнил это. Выйдя из палатки, он сразу направился к путям, спрыгнул вниз и пошёл на юг, к Ботаническому саду. Кромешная темнота уже не пугала его на этот раз, страшило другое – предстоящая встреча в туннеле. Кто его ждал там? В чём был смысл этого события? Почему ему никогда не хватало смелости, чтобы выдержать до конца?

        Его двойник, наконец, появился в глубине туннеля – мягкие уверенные шаги постепенно приближались, как и в предыдущие разы начисто лишая Артёма его решительного настроя. Однако на этот раз он держался лучше, и, хоть колени и дрожали, Артём смог унять озноб и дотерпеть до того момента, как он поравнялся с  невидимым созданием. Покрываясь холодным липким потом, сдержался и не бросился бежать, когда легчайшее колебание воздуха сказало ему, что это таинственное  существо находится в считаных сантиметрах от его лица.

-         Не беги... Посмотри в глаза своей судьбе... – прошептал ему на ухо сухой  шелестящий голос.

        И тут Артём вспомнил – да как же он мог забыть об этом в прошлых кошмарах – что в кармане у него лежит зажигалка. Нашарив пластмассовый корпус, он чиркнул кремнём, готовясь увидеть того, кто с ним разговаривал.

        Он онемел и почувствовал, как его ноги врастают в землю.

        Рядом с ним неподвижно стоял чёрный. Широко открытые тёмные глаза без зрачков искали его взгляда.

        Артём громко, что было силы, закричал.

 

-         Маменьки грешные! – бабка держалась за сердце, тяжело дыша. – Перепугал-то как, ирод!

-         Вы простите. Он у нас того... Нервный, - извинялся, обернувшись, Ульман.

-         Что хоть ты увидел там? – из-под прикрытых опухших век бабки сквозил любопытный взгляд.

-         Сон... Кошмар приснился. Извините, - ответил Артём.

-         Сон?! Ну вы, молодые, впечатлительные, - и она снова принялась охать и ругаться.

        На этот раз, как ни странно, проспал он довольно долго – пропустил даже остановку на Новослободской. И не успел Артём ещё вспомнить, что же такое важное он понял в конце своего кошмара, как трамвай прибыл на Проспект Мира.

        PLAY Атмосфера здесь царила совсем другая, чем на Белорусской. Делового оживления  на Проспекте Мира не было и в помине. Зато сразу бросалось в глаза большое число военных – спецназовцев и офицеров с нашивками инженерных войск. С другого края платформы на путях стояли несколько охраняемых грузовых мотодрезин с загадочными ящиками, укрытыми брезентом. В зале прямо на полу сидели около полусотни кое-как одетых людей с огромными баулами, потерянно озирающиеся по сторонам.

-         Что здесь происходит? – спросил Артём у Ульмана.

-         Это не здесь происходит, это у вас, на ВДНХ, - невесело улыбнулся тот. – Видно, собираются туннели взрывать... Если ваши чёрные с Проспекта Мира полезут, Ганзе не поздоровится. Наверное, готовят превентивный удар.

        Пока они переходили на Калужско-Рижскую линию, Артём смог убедиться, что догадка Ульмана, скорее всего, оказалась верна. Спецназ Ганзы орудовал и на радиальной станции, где он вообще-то не должен был появляться. Оба входа в туннели, ведущие на север, к ВДНХ и Ботаническому Саду, были отгорожены. Здесь кто-то на скорую руку устроил блок-посты, дежурство на которых почему-то несли ганзейские пограничники. На рынке почти не было посетителей, половина прилавков пустовала, люди тревожно перешёптывались, словно над станцией нависла неотвратимая беда. В одном углу толпились несколько десятков человек с тюками и сумками. Приглядевшись, Артём понял, что там – целые семьи, и стоят они в очереди у столика с надписью «Регистрация беженцев».

-         Подожди меня здесь, я пойду нашего человека поищу, - Ульман оставил его у торговых рядов и исчез.

        Но у Артёма были свои дела. Спустившись на рельсы, он подошёл к блокпосту и заговорил с хмурым пограничником.

-         А к ВДНХ ещё пускаете?

-         Пока пускаем, но ходить не советую, - отозвался тот. – Что, не слышал, что там творится? Какие-то упыри лезут, да так, что не остановить. У них там чуть не вся станция полегла. Там должно здорово припекать - уж если наше начальство решило им боеприпасы безвозмездно поставлять, только чтобы до завтра продержались...

-         А что завтра будет?

-         Завтра всё к чертям взорвём. На триста метров от Проспекта в обоих туннелях заложим динамит – и всё, не поминайте лихом.

-         Но почему вы вместо этого просто им не поможете? Не пошлёте подмогу?

-         Тебе же говорят – там упыри. Так всё ими и кишит, никакой подмоги не хватит.

-         А что с людьми с Рижской? С самой ВДНХ?! – Артём не верил своим ушам.

-         Мы их ещё несколько дней назад предупредили. Вот, идут к нам потихоньку – Ганза принимает, у нас тоже не звери. Но лучше бы поторопились. Как время выйдет, так и привет. Так что ты уж постарайся поскорее обернуться. Что у тебя там? Дела? Семья?

-         Всё, - ответил Артём, и пограничник понимающе кивнул.

 

        Ульман стоял в арке, тихонько переговариваясь с неприметным молодым человеком и строгим мужчиной в кителе машиниста и при полных регалиях начальника станции.

-         Машина наверху, бак залит. У меня тут на всякий случай ещё рации и защитные костюмы, и ещё «Печенег» с «Драгуновым», - парень указал на две больших чёрных сумки. Подниматься можно в любой момент. Когда нам надо наверх?

-         Сигнал будем ловить через восемь часов. К тому времени уже должны быть на позиции, - ответил Ульман. – Гермозатвор работает? – обратился он к начальнику.

-         В порядке, - подтвердил тот. – Когда скажете. Только людей надо будет отогнать, чтобы не перепугались.

-         У меня всё. Значит, отдыхаем часиков пять, и потом – полный вперёд, - подвёл итог Ульман. – Ну что, Артём? Отбой?

-         Я не могу, - отведя напарника подальше от чужих ушей, сказал ему Артём. – Мне обязательно надо сначала на ВДНХ. Попрощаться, и вообще посмотреть. Ты был прав, они все туннели от Проспекта Мира будут взрывать. Даже если мы живыми оттуда вернёмся, я своей станции больше не увижу. Мне надо. Правда.

-         Слушай, если ты просто наверх идти боишься, к чёрным своим, так и скажи, - начал было Ульман, но встретив Артёмов взгляд, осёкся. – Шутка. Извини.

-         Правда надо, - просто повторил Артём.

        Он не сумел бы объяснить это чувство, но знал, что на ВДНХ он всё равно пойдёт - любой ценой.

-         Ну, надо - так надо, - растерянно отозвался боец. – Обратно вернуться ты уже не успеешь, особенно если там с кем-то прощаться собираешься. Давай так сделаем: мы отсюда по Проспекту Мира на машине поедем с Пашкой – это тот, с баулами. Раньше собирались прямиком к башне, но можем сделать крюк и заехать к старому входу в метро ВДНХ. Новый весь разворочен, ваши должны знать. Будем тебя там ждать. Через пять часов пятьдесят минут. Опоздаешь – ждать не станем. Костюм взял? Часы есть? На, возьми мои, я с Пашки сниму, - он расстегнул металлический браслет.

-         Через пять часов пятьдесят минут, - кивнул Артём, сжал Ульману руку и бросился бежать к блокпосту.

        Увидев его снова, пограничник покачал головой.

-         А в этом перегоне больше ничего странного не происходит? – вспомнил Артём.

-         Ты про трубы, что ли? Ничего, залатали кое-как. Говорят, голова только кружится, когда мимо проходишь, но чтобы умирали – такого нет, - ответил пограничник.

        Артём кивком поблагодарил его, зажёг фонарь и шагнул в туннель.

 

        Первые десять минут в голове суматошно крутились какие-то мысли – об  опасности лежащих впереди перегонов, о продуманном и разумном устройстве жизни на Белорусской, потом о «трамваях» и настоящих поездах. Но постепенно темнота туннеля высосала из него эти лишние, суетно мелькающие картинки и обрывки фраз. Сначала наступили спокойствие и пустота, потом он задумался о другом.

        Его странствие подходило к концу. Артём и сам не смог бы сказать, сколько времени он отсутствовал. Может быть, прошло две недели, может – больше месяца.

        Каким простым, каким коротким казался ему его путь, когда он сидя на дрезине на Алексеевской разглядывал в свете фонарика свою старую карту, пытаясь наметить дорогу к Полису... Перед ним тогда лежал неведомый ему мир, о котором достоверно ничего было неизвестно, и поэтому можно было набрасывать маршрут, думая о краткости дороги, а не о том, во что она превращала идущих по ней путников. Жизнь предложила ему совсем другой маршрут, запутанный и сложный, смертельно опасный, и даже случайные попутчики, разделявшие с ним лишь малый участок его пути, могли поплатиться за это жизнью.

        Артём вспомнил Олега. У каждого – своё предназначение, говорил ему на Полянке Сергей Андреевич. Не могло ли быть так, что предназначением этой короткой детской жизни оказалось страшно, нелепо погибнуть – во спасение нескольких других людей? Во имя продолжения их дела?

        Почему-то Артёму стало холодно и неуютно. Принять такое предположение – значит принять эту
 жертву, поверить в то, что его избранность позволяет ему продолжать свой путь за счёт чужих жизней, страданий, 
ступая по сломанным хребтам судеб других людей. Чтобы выполнить своё предназначение. 

       Олег, конечно, был слишком мал ещё, чтобы задаваться вопросом, зачем он появился на свет. Но если бы ему пришлось над этим размышлять, вряд ли он согласился бы с такой участью и с такой миссией. Наверное, ему хотелось бы рассчитывать на нечто более значимое... И уж если жертвовать своей жизнью, чтобы спасти чужие – то не так несуразно, а хотя бы благородно и осмысленно.

        Перед глазами встало лица Михаила Порфирьевича, Данилы, Третьяка, сведённое судорогой и покрытое пеной страшное лицо погибшего от ядовитой иглы бойца. За что они погибли? Почему сам он смог выжить? Что дало ему эту возможность, это право?  Артём пожалел, что рядом с ним сейчас нет Ульмана, который одной насмешливой репликой рассеял бы его сомнения. Разница между ними была в том, что путешествие по метро заставило Артёма смотреть на мир сквозь некую многогранную призму, а Ульмана его суровая жизнь научила глядеть на вещи проще – через прицел снайперской винтовки. Неизвестно, кто из них двоих был прав, но поверить в то, что на каждый вопрос может быть всего один, истинный ответ, Артём уже не мог.

        Вообще в жизни, и особенно в метро всё было нечётким, изменяющимся, неабсолютным. Сначала ему объяснил это Хан – на примере станционных часов. Если такая основа восприятия мира, как время, оказывалась надуманной и относительной, то что же говорить о других «непреложных» представлениях о жизни?

        Всё – от голоса труб в туннеле, через который он шёл, сияния кремлёвских звёзд и до вечных  тайн человеческой души имело сразу несколько объяснений. И особенно много ответов было на вопрос «зачем?». Все - от людоедов с Парка Победы до бойцов бригады имени Че Гевары – знали, что ответить. У каждого – сектантов, сатанистов, фашистов, философов с автоматами, вроде Хана – были свои ответы. И именно поэтому Артёму было трудно выбрать и принять один из них. Встречая каждый день ещё один, он не мог заставить себя поверить в то, что именно он – истинный, потому что назавтра мог возникнуть новый, более точный и всеобъемлющий.

        Кому верить? Во что? В Великого червя – людоедского бога, перекроенного из поезда, заново населяющего бесплодную выжженную землю, в гневного и ревнивого Иегову, в его перевёрнутое вверх ногами отражение - Сатану, в победу коммунизма во всём метро, или в превосходство курносых блондинов над курчавыми смуглыми брюнетами? Что-то подсказывало Артёму, что никакого различия между этим не было. Вера была просто палкой, которая поддерживала человека, не давая ему оступиться, и помогая подняться на ноги, если он споткнулся и упал. Когда он был маленьким, его рассмешила история отчима про то, как обезьяна взяла палку в руки и стала человеком. С тех пор она её уже не выпускала, из-за этого так и не распрямившись до конца, думал он сейчас.

        Он мог понять, почему и зачем человеку нужна была эта опора. Без неё жизнь становилась пустой, как заброшенный туннель. В ушах Артёма всё ещё отдавался отчаянный крик дикаря с Парка Победы, узнавшего, что Великий червь – всего лишь выдумка жрецов его народа. Нечто похожее он чувствовал и сам, узнав, что и Невидимых Наблюдателей не существует. Но ему отказ от Наблюдателей, Червя и других богов метро давался намного легче.

        В чём же дело? Значит ли это, что он не такой, что он сильнее, чем остальные? Артём понял, что он лукавит. Палка была и у него в руках, и он должен набраться смелости, чтобы признать это.

        Опорой ему служило сознание того, что он выполняет задание огромной важности, что на кон поставлено выживание всего метро, и что эта миссия не случайно была поручена именно ему. Сознательно или нет, Артём во всём искал доказательства того, что он был избран для исполнения этого задания, но не Хантером, а кем-то или чем-то другим. Уничтожить чёрных, избавить от них свою родную станцию, близких людей, помешать тому, что они разрушат метро. Это была задача, достойная того, чтобы стать стержнем его жизни. И всё, что с ним случилось во время его странствий, доказывало только одно – он не такой, как все. Ему предуготовано что-то особенное. Именно он должен был стереть в порошок, истребить нечисть, которая в противном случае сама расправилась бы с остатками человечества. Пока он шёл по этому пути, верно истолковывая посылаемые ему знаки, его воля к успеху гнула реальность, играла со статистическими вероятностями, отводя пули и отталкивая чудовищ и врагов, а союзников заставляя появляться в нужное время и в нужном месте. Как иначе понять,  почему Данила отдал ему план расположения ракетной части, а сама эта часть чудом не была уничтожена десятки лет назад? Как ещё объяснить то, что вопреки здравому смыслу он встретил Антона – одного из немногих, а может, единственного выжившего ракетчика широкого профиля на всё метро? Вкладывая в руки Артёма могучее орудие и посылая ему человека, который поможет ему нанести смертельный удар по необъяснимой и беспощадной силе, сокрушить её? Как истолковать его чудесные спасения из самых отчаянных ситуаций? Пока он верил в своё предназначение, он был неуязвим, хотя ступающие рядом с ним люди гибли один за другим.

        Его мысли соскользнули на сказанное Сергеем Андреевичем на Полянке – про судьбу и сюжет. Тогда эти слова толкнули его вперёд, словно новая, смазанная пружина, вставленная в изношенный проржавевший механизм заводной игрушки. Но вместе с тем, они были ему чем-то неприятны. Может, оттого, что его теория лишала Артёма свободной воли, и если бы он пошёл теперь вперёд – то не следуя собственному решению, а покоряясь сюжетной линии своей судьбы. А с другой стороны – как можно было после всего произошедшего с ним отрицать существование этой линии? Теперь он не мог уже больше поверить в то, что вся его жизнь – только цепь случайностей. Слишком много пройдено уже, и с этой колеи нельзя так просто сойти. Если он зашёл так далеко, он должен идти и дальше – такова неумолимая логика его пути. И главное, ему совсем этого не хотелось. Сейчас уже поздно сомневаться, и нельзя уже отвернуться и двинуться обратно. Он должен идти вперёд, даже если это означает ответственность не только за его собственную жизнь, но и за жизнь других. Эти жертвы не напрасны, он должен их принимать, он должен пройти свой путь до конца и закончить то, ради чего он оказался в этом мире. Это и есть его судьба.

        Как же ему раньше не хватало этой ясности в мыслях, удивился Артём. Сомневался в своей избранности, отвлекался на глупости, всё время колебался, хотя ответ всегда был рядом. Прав был Ульман: усложнять жизнь ни к чему.

        Он шёл, бодро печатая шаг. Никакого шума из труб он так и не услышал: словно в подтверждение его слов в туннелях до ВДНХ вообще не встретилось ничего опасного. Однако всё время Артёму попадались люди, идущие к Проспекту Мира: он двигался наперекор потоку несчастных, загнанных людей, бросивших всё и бегущих от опасности. Они озирались на него, как на сумасшедшего: он один шёл в самое логово ужаса, в то время как остальные старались покинуть проклятые места. Ни у Рижской, ни у Алексеевской дозоров не было. Погрузившись в свои мысли, Артём сам не заметил, как подошёл к ВДНХ, хотя и прошло не меньше двух часов.

        

        PLAY Ступив на станцию и оглядевшись вокруг, он невольно вздрогнул – до того она напоминала ему ту ВДНХ, которую он видел в своих кошмарах. Половина освещения не работала, в воздухе стоял запах пороховой гари, а где-то в отдалении слышались стоны и надрывный женский плач.

        Он взял автомат в руки и двинулся вперёд, осторожно огибая арки и внимательно присматриваясь к теням. Было похоже, что чёрным удалось по крайней мере один раз прорвать заслоны и добраться до самой станции. Часть палаток была размётана, в нескольких местах на полу виднелись засохшие следы крови. В других ещё жили, кое-где внутри сквозь брезент даже просвечивал фонарик. 

        Из северного туннеля доносилась отдалённая стрельба. Выход в него был перекрыт горой мешков с грунтом в человеческий рост. Три человека прижимались к этой ограде, видимо, наблюдая за туннелем сквозь бойницы или держа подходы на прицеле.

-         Артём? Артём! Ты здесь откуда? – окликнул его знакомый голос.

        Обернувшись, он заметил Кирилла – одного из членов отряда, с которым он в самом начале своего путешествия выбирался с ВДНХ. Рука у Кирилла свисала на перевязи, а волосы на голове были всклокочены ещё больше, чем раньше.

-         Вот, вернулся, - неопределённо ответил Артём. – Как вы тут держитесь? Где дядя Саша, где Женька?

-         Женька! Кого хватился... Убили его, неделю назад уже, - мрачно сказал Кирилл.

Сердце у Артёма ухнуло вниз.

-         А отчим?

-         Сухой жив-здоров, командует. В лазарете сейчас, - он махнул рукой в направлении лестницы, ведущей к новому выходу со станции.

-         Спасибо! – Артём бросился бежать.

-         А ты-то где был? – вдогонку ему закричал Кирилл.

        «Лазарет» выглядел зловеще. Настоящих раненых здесь было немного – всего человек пять, большую часть пространства занимали другие пациенты. Спелёнатые, как младенцы, и упрятанные в спальные мешки, они были выложены в ряд. У всех были широко распахнуты глаза, а из приоткрытых ртов неслось бессвязное мычание. Присматривала за ними не сиделка, а автоматчик, держащий в руках склянку с хлороформом. Время от времени один из спелёнатых начинал возиться по полу, подвывая и передавая своё возбуждение остальным, и тогда охранник прикладывал ему к лицу пропитанную снотворным марлю. Сон не наступал и глаза не закрывались, но человек на некоторое время затихал, успокаивался.

        Сухого Артём увидел не сразу – тот был в служебном помещении, обсуждал что-то с их станционным врачом. Выйдя наружу, он натолкнулся на Артёма и обомлел.

-         Ты живой... Артёмка! Жив... Куда же ты? Слава богу... Артём! – забормотал он, трогая Артёма за плечо, словно желая убедиться, что тот и вправду стоит перед ним.

        Артём крепко обнял его. Он-то, как маленький, в глубине души боялся, что вернётся сейчас на станцию, а отчим начнёт ругаться – мол, куда подевался, какая безответственность, сколько можно вести себя, как мальчишка... Вместо этого Сухой просто прижал его к себе, и долго не отпускал. Когда отцовские объятия наконец разжались, Артём посмотрел в его сверкнувшие от пробежавшей слезы глаза, и ему стало стыдно.

        Коротко, не пускаясь в описания своих приключений, он рассказал отчиму, где пропадал и что успел сделать за это время, объяснил, почему вернулся. Тот только качал головой и ругал Хантера. Потом опомнился, сказав, что о мёртвых – или хорошо, или ничего. Впрочем, что именно случилось с Охотником, он не знал.

-         А у нас тут видишь, что творится? – голос Сухого опять затвердел. – Каждую ночь они так и валят, никаких патронов не хватит. Пришла дрезина с Проспекта Мира с припасами, но это так, семечки.

-         Они туннель взрывать хотят у самого Проспекта, чтобы полностью отрезать и ВДНХ, и остальные станции.

-         Да... Это они грунтовых вод боятся, поэтому близко к ВДНХ не решаются. Но надолго это не поможет. Чёрные себе и другие входы найдут.

-         Когда ты отсюда уходить будешь? Уже мало времени остаётся. Меньше суток, тебе  же надо всё подготовить...

Отчим окинул его долгим взглядом, словно проверяя.

-         Нет, Артём, у меня отсюда уже дорога только одна, и она не Проспекту Мира. У нас здесь раненых тридцать человек, что мы их – одних бросим? И потом – кто будет оборону держать, пока я свою шкуру спасать? Как это я подойду к человеку и скажу ему – вот ты остаёшься здесь, чтобы сдержать их и умереть, а я пошёл? Нет...- он вздохнул. – Пусть взрывают. Сколько продержимся, столько и продержимся. Умирать тоже надо человеком.

-         Я тогда с вами тут останусь, - предложил Артём. – Они там и с ракетами и без меня справятся, какая от меня польза. Так хоть вам помогу...

-         Нет-нет, тебе обязательно надо идти, - испуганно перебил его Сухой. – У нас и гермозатвор в полном порядке, работает ещё, и эскалатор цел, к выходу выбраться ты сможешь быстро. Ты должен с ними пойти, они ведь там даже не знают, с кем имеют дело.

        Артём засомневался, не отсылает ли отчим его со станции, просто чтобы спасти ему жизнь. Он попробовал возразить, но Сухой и слушать ничего не хотел.

-         В твоём отряде только ты один знаешь, как чёрные могут с ума свести, - он указал на укутанных раненых.

-         Что с ними?

-         В туннелях стояли, не выдержали. Этих ещё успели оттащить, и то хорошо. А ещё несколько десятков чёрные прямо живыми порвали. Невероятная силища. Самое главное – когда они подходят и выть начинают, мало кто выдерживает, ну ты сам помнишь. Наши добровольцы себя наручниками приковывают, чтобы не сбежать. Ну вот, кого успели отцепить – тут лежат. Раненых мало, потому что они если достанут, то там уже выкрутиться трудно.

-         Женьку... достали? – сглотнув, спросил Артём.

Сухой просто кивнул. Дознаваться подробнее Артём не решился.

-         Пойдём, сейчас затишье пока. Поговорим, чаю выпьем, у нас ещё остаётся. Есть хочешь? – видя его заминку, поспешил предложить Сухой.

        Отчим обнял его и повёл в комнату начальства. Артём потрясённо озирался по сторонам - он не мог поверить, что за три недели его отсутствия ВДНХ могла так измениться. Уютная, обжитая раньше станция навевала на этот раз тоску и отчаяние. Хотелось поскорее отсюда сбежать.

        Сзади загромыхал пулемёт. Артём схватился за оружие.

-         Это они для отстрастки, - успокоил его Сухой. – Самое страшное через пару часов начнётся, я уже чувствую. Чёрные волнами идут, недавно только одну отбили. Ты не бойся, если что серьёзное начнётся, наши сирену заведут – общую тревогу объявят.

        Артём задумался. Его сон с походом в туннель... Сейчас это было невозможно, да и реальная встреча с чёрными вряд ли закончилась бы так же безобидно. Чего уж и говорить о том, что Сухой никогда не позволит ему войти в туннель в одиночку. От безумной мысли пришлось отказаться. У него есть дела и поважнее.

-         А я ведь знал, что мы с тобой ещё увидимся, что ты придёшь, - уже в комнате начльства, наливая ему чай, сказал Сухой. – К нам где-то неделю назад приходил человек, тебя искал.

-         Какой человек? – насторожился Артём.

-         Он сказал, ты с ним знаком. Высокий такой, худой, с бородкой. Как-то его звали странно, на Хантера похоже.

-         Хан? – удивился Артём.

-         Точно. Сказал мне, что ты ещё вернёшься сюда, и так уверенно, что я сразу успокоился. И ещё кое-что тебе передал.

        Сухой достал бумажник, в котором у него хранились одному ему понятные записи и предметы, и извлёк оттуда сложенный вчетверо листок. Развернув бумагу, Артём поднёс её к глазам. Это была короткая, всего в одно предложение записка. Написанные небрежным летящим почерком слова поставили его в тупик.

        «Тот, у кого хватит храбрости и терпения всю жизнь вглядываться во мрак, первым увидит в нём проблеск света»

-         А больше он ничего не передавал? – недоумённо спросил Артём.

-         Нет, - ответил Сухой. – Я думал, это закодированное послание. Человек всё-таки специально для этого шёл сюда.

        Артём пожал плечами. Приблизительно половина всего, что говорил и делал Хан, казалась ему полной бессмыслицей, зато другая заставляла по-другому взглянуть на мир. Как знать, к какой части относилась эта записка?

        Они ещё пили долго пили чай и беседовали. Артём не мог отделаться от чувства, что видит отчима в последний раз, и словно старался наговориться с ним на всю жизнь вперёд. Потом пришло время уходить. 

       

        ...Сухой дёрнул за рычаг, и тяжёлый заслон со скрежетом приподнялся на метр. Снаружи хлынула застоявшаяся дождевая вода. Стоя по щиколотку в тине, Артём улыбнулся Сухому, хотя на глаза наворачивались слёзы. Он уже собрался прощаться, но в последний момент вспомнил о самом главном. Достав из рюкзака детскую книгу, он отыскал страницу с заложенной фотографией, и протянул снимок отчиму. Сердце его тревожно заколотилось.

-         Что это? – удивился тот.

-         Узнаёшь? – с надеждой спросил он. – Посмотри получше. Это не моя мать? Ты же видел её, когда она меня тебе отдала.

-         Артём...- Сухой грустно улыбнулся. – Я и лица-то её почти не видел. Там темно очень было, а я всё на крыс смотрел. Не помню я её совсем. Тебя хорошо запомнил, как ты тогда меня за руку схватил и совсем не плакал, а её – нет. Извини.

-         Спасибо. Прощай, - Артём совсем было хотел сказать «папа», но в горле встал ком. – Может, ещё встретимся...

 

        Он натянул противогаз, нагнулся, проскользнул под занавесом, и побежал вверх по расшатанным ступеням эскалатора, бережно прижимая к груди помятую фотографию.

       

 

ДАЛЬШЕ