ãДмитрий Глуховский, 1998 – 2005

 

Глава 17

 

 

        PLAY  Несколько минут прошли в полной тишине, и Артём, решивший, что их оставили одних, снова задёргался, пытаясь хотя бы сесть. Слишком сильно скрученные ноги и руки затекли и болели. Артём вспомнил слова отчима, который объяснял ему однажды, что если оставить даже повязку или жгут слишком надолго, ткани могут начать отмирать. Хотя, подумалось ему, какая разница теперь?

-         Враг лежи тихо! – раздался вдруг голос. – Дрон плюёт игла-паралиш!

-         Не надо, - Артём послушно замер. – Не надо стрелять. 

        У него мелькнула надежда – что если, разговорившись со своим тюремщиком, он сможет убедить его помочь им выбраться отсюда? Но о чём можно разговаривать с дикарём, который вряд ли поймёт и половину его слов?

-         А кто это – Великий червь?  - спросил он первое, что ему пришло в голову.

-         Великий червь делает землю. Делает мир, делает человека. Великий червь – всё. Великий червь – жизнь. Враги Великого червя, люди машин – смерть.

-         Я никогда о нём не слышал, - тщательно подбирая слова, возразил Артём. – Где он живёт?

-         Великий червь здесь живёт. Рядом. Вокруг. Все ходы Великий червь копает. Человек потом говорит - это он делает. Нет. Великий червь. Даёт жизнь, забирает жизнь. Копает новые ходы, люди в них живут. Добрые люди почитают Великого червя. Враги Великого червя хотят убивать. Жрецы так говорят.

-         Кто такие жрецы?

-         Старые люди, с волосами на голове. Только они могут. Они знают, слушают желания Великого червя, говорят людям. Добрые люди делают так. Плохие люди не слушают. Плохие люди враги, добрые их едят.

        Вспомнив подслушанный разговор, Артём начал постепенно соображать, что к чему. Рассказывавший легенду про Червя старик, должно быть, и был одним из таких жрецов.

-         Жрец говорит – нельзя есть людей. Говорит, Великий червь плачет, когда один человек ест другого, - стараясь выражать свои мысли так же, как и дикарь, напомнил ему Артём. – Есть людей – против воли Великого червя. Если мы здесь останемся, нас съедят. Великий червь будет опечален, будет плакать... – осторожно добавил он.

-         Великий червь, конечно, будет плакать, - послышался из темноты насмешливый голос. – Но эмоции эмоциями, а белковую пищу в рационе ничем не заменишь.

        Говорил тот самый старик, Артём сразу узнал его тембр и интонации. Он только не мог понять, находился ли тот всё время в комнате, или незаметно прокрался в неё только что. Как бы то ни было, надежды выбраться из клетки не оставалось. Потом ему в голову пришла ещё одна мысль, от которой его начало знобить. Какое счастье, что Антон до сих пор не очнулся и не слышит этого, подумал он.

-         А ребёнка? Детей, которых вы воруете? Вы их тоже едите? Мальчика? Олега? – глядя в темноту широко раскрывшимися от ужаса глазами, почти беззвучно спросил он.

-         Маленьких не едим. Маленькие не могут быть злые. Не могут быть враги. Маленьких мы забираем, чтобы объяснить, как жить. Говорим про Великого червя. Учим почитать, - отозвался дикарь, хотя Артём думал, что ответит старик.

-         Молодец, Дрон,- похвалил его жрец. - Любимый ученик, - пояснил он.

-         Что с мальчиком случилось, которого прошлой ночью украли? Где он? Это ваше чудовище его утащило, я знаю, - сказал Артём.

-         Чудовище? И кто же этих чудовищ наплодил?! – взорвался старик. – Кто наплодил этих немых, трёхглазых, безруких, шестипалых, умирающих при рождении и неспособных размножаться?! Кто лишил их человеческого обличья, пообещав им рай, и кто бросил их подыхать в слепой кишке этого проклятого города? Кто в этом виноват, и кто после этого настоящий монстр?

        Артём молчал. Старик тоже ничего больше и не говорил и только тяжёло дышал, стараясь успокоиться. И в этот момент Антон наконец очнулся.

-         Где он? – повторяя слова Артёма, просипел он. – Где мой сын? Где мой сын?! Отдайте мне сына!

        Он перешёл на крик и, пытаясь освободиться, принялся кататься по полу, ударяясь то о прутья решётки, то о стену.

-         Буйный, - прежним насмешливым тоном отметил старик. – Дрон, успокой его.

        Послышался странный звук – как будто кто-то кашлянул или сильно выдохнул. Что-то коротко свистнуло в воздухе и через несколько секунд Антон снова затих.

-         Очень поучительно, - сказал жрец. – Пойду, приведу мальчика, пусть посмотрит на папу, попрощается. Хороший, кстати, мальчуган, папа может им гордиться -  так славно гипнозу сопротивляется...

        Его ноги зашаркали по полу, удаляясь, скрипнула открывающаяся дверь.

-         Не надо бояться, - неожиданно мягко сказал тюремщик. – Добрые люди не убивают, не едят детей врагов. Маленькие не грешат. Можно научить жить хорошо. Великий червь прощает маленьких врагов.

-         Боже мой, да какой Великий червь? Это же полный абсурд! Хуже сектантов и сатанистов! Как вы в него верите? Его кто-нибудь видел когда-нибудь, вашего Червя? Ты его видел, что ли? – свою последнюю тираду Артём постарался произнести с сарказмом, но лёжа на полу с перекрученными руками и ногами сделать это убедительно было нелегко.

        Как и в тот раз, когда он ждал своей казни в плену у фашистов, им стало овладевать равнодушие к собственной судьбе. Он положил голову на холодный пол и закрыл глаза, не рассчитывая на ответ.

-         На Великого червя нельзя смотреть. Запрет! – отрезал дикарь.

-         Да не может этого быть, – нехотя отозвался Артём.  – Нет никакого червя... А туннели люди делали. Они все на картах обозначены... Там один даже круглый, где Ганза, такое только люди могут построить. Да ты, наверное, даже и не знаешь, что такое карта...

-         Я знаю, - спокойно сказал Дрон. – Я учусь у жреца, он мне показывает. На карте много ходов нет. Великий червь делал новые ходы, а на карте нет. Даже тут, у нас дома есть новые ходы - священные, а на карте нет. Люди машин делают карты, думают, ходы копают они. Глупые, гордые. Ничего не знают. За это Великий червь их наказывает.

-         За что наказывает? – не понял Артём.

-         За гор... гор-ды-ну, - тщательно выговорил дикарь.

-         За гордыню, - подтвердил голос жреца.

  

       

-         Великий червь сотворил человека последним, и был человек самым любимым  детищем его. Ибо другим не дал разума, а человеку дал. Знал он, что разум – опасная игрушка и потому наказал: живи в мире с собой, в мире с землёй, в мире с жизнью и всеми тварями, и почитай меня. После этого ушёл Великий червь в самые недра Земли, но перед этим сказал: настанет день, и вернусь. Делай так, как если бы я был рядом. И люди послушались своего создателя и жили в мире с землёй, которую он создал, и в мире друг с другом, и в мире с другими тварями, и почитали Великого червя. И у них родились дети, и у их детей родились дети, и от отца к сыну, от матери к дочери передавали они желание Великого червя. Но умерли те, кто своими ушами слушал наказ его, и умерли их дети, и сменилось много поколений, а Великий червь всё не возвращался. И тогда один за другим перестали люди соблюдать его заветы и делать, как он хотел. И появились те, кто сказал: Великого червя не было никогда, и нет сейчас. И другие ждали, что Великий червь вернётся и покарает их. Спалит их светом своих глаз, пожрёт их тела, и обвалит ходы, где они живут. Но Великий червь не возвращался, и только плакал о людях.  И слёзы его поднимались из глубины, и подтапливали верхние ходы. И тогда те, кто отказался от своего создателя, сказали: нас никто не сотворил, мы были всегда. Прекрасен и могуч человек, не может он быть сотворён земляным червём! И сказали: вся земля наша, и была наша, и будет, и ходы в ней сделал не Великий червь, а мы и предки наши. И зажгли огонь, и стали убивать созданий, которых создал Великий червь, говоря: вот, вся жизнь, что вокруг, наша, и здесь, только чтобы утолить наш голод. И создали машины, чтобы убивать быстрее, чтобы сеять смерть, чтобы  рушить жизнь, созданную Великим червём, и подчинить его мир себе. Но и тогда не поднялся он из дремучих глубин, куда ушёл. И засмеялись они, и стали дальше делать против того, что говорил он. И решили, чтобы унизить его, построить такие машины, которые повторяли бы обличие его. И создали они такие машины, и зашли в их нутро, и засмеялись: вот, сказали, теперь можем сами управлять Великим червём, и не одним, а десятками. И бьёт свет из их очей, и гремит гром, когда ползут, и люди выходят из чрева его. Создали мы Червя, а не Червь нас. Но и этого не хватило им. Росла ненависть в сердце их. Решили они сделать так, чтобы разрушить саму землю, где жили. И создали тысячи машин разных: исторгающих пламя, и плюющих железом, и рвущих землю на части. И стали уничтожать землю, и всё живое, что было в ней. И тогда не выдержал Великий червь, и проклял их: отнял у них самый ценный дар свой – разум. Овладело ими безумие, обратили они свои машины друг против друга, и стали убивать один другого. И уже не помнили, зачем делают то, что делают, но не могли остановиться. Так покарал Великий червь человека за гордыню.

-         Но не всех? – спросил детский голос.

-         Нет. Были те, кто всегда помнил о Великом черве и почитал его. Отреклись от машин и света, и жили в мире с землёй. Они спаслись, и Великий червь не забыл им верность их, и сохранил им разум их, и обещал отдать им весь мир, когда враги его падут. И будет так.

-         И будет так, - хором повторили дикарь и ребёнок.

-         Олег? – услышав в детском голоске что-то знакомое, позвал Артём.

        Ребёнок ничего не ответил.

-         И по сей день враги Великого червя живут в прорытых им ходах, потому что больше негде им укрыться, но продолжают боготворить не его, а свои машины. Терпение Великого червя огромно, и хватило его на долгие века человеческих бесчинств. Но и оно не бесконечно. Предсказано, что когда нанесёт он последний удар по тёмному сердцу страны врагов, их воля будет сломлена, а мир достанется добрым людям. Предсказано, что пробьёт час, и призовёт Великий червь на помощь реки, и землю, и воздух. И просядет толща земная, и ринутся потоки бурлящие, и будет тёмное сердце врага низвергнуто в небытие. И тогда наконец восторжествует праведный, и будет счастье доброму, и жизнь без болезни, и грибов без конца, и всякий скот в изобилии.

 

        Загорелся огонёк. Артёму кое-как удалось опереться спиной о стену и сейчас ему не надо больше было мучительно выгибаться, чтобы удерживать в поле зрения людей по ту сторону решётки.

        На полу посреди комнаты, спиной к нему, сидел по-турецки маленький мальчик. Над ним возвышалась иссохшая фигура жреца, освещённая пламенем зажигалки в его руке. Дикарь с плевательной трубкой в руках стоял рядом, прислонившись к дверному косяку. Все глаза были устремлены на старика, который только что закончил своё повествование.

        Артём с трудом повернул голову и глянул на Антона, застывшего в той судорожной позе, в которой его настигла парализующая игла. Он уставился в потолок и не мог сейчас видеть своего сына, но наверняка всё слышал.

-         Встань, сынок, и посмотри на этих людей, - сказал жрец.

        Мальчик тут же вскочил на ноги и обернулся к Артёму лицом. Это был Олег.

-         Подойди к ним ближе. Узнаёшь ли ты кого-нибудь из них? – спросил старик.    

-         Да, - утвердительно кивнул мальчик, исподлобья глядя на Артёма. – Это мой папа, а с этим дядей мы вместе слышали ваши песенки. Через трубы.

-         Твой папа и его друг - плохие люди. Они использовали машины и хотели унизить Великого червя. Они – враги Великого червя. Помнишь, ты рассказал мне и дяде Вартану, что делал твой папа, когда плохие люди решили разрушить мир?

-         Да, - ещё раз кивнул Олег.

-         Скажи нам это ещё раз, - старик переложил зажигалку в другую руку.

-         Мой папа работал в эрвэа. Ракетных войсках. Он был ракетчиком. Я тоже хотел стать как он, когда вырасту.

        У Артёма пересохло в горле. Как же он раньше не смог разгадать эту загадку? Вот откуда у мальчишки взялась та странная нашивка, и вот почему он заявлял, что он тоже – ракетчик, как и убитый Третьяк! Совпадение было почти невероятное, на всё метро людей, служивших в ракетных войсках оставались единицы... И двое из них оказались на Киевской. Могло ли это быть случайностью?

-         Ракетчиком... Эти люди сделали больше зла миру, чем все остальные, вместе взятые. Они направляли машины и устройства, которые сожгли и уничтожили почти всю землю и почти всю жизнь на ней. Великий червь прощает многих заблудших, но не тех, кто отдавал приказы рушить мир и сеять в нём смерть, и не тех, кто выполнял их. Твой отец причинил невыносимую боль Великому червю. Твой отец своими руками разрушал наш мир. Ты знаешь, чего он заслуживает? – голос старика сделался суровым, в нём снова зазвенела сталь.

-         Смерти? – неуверенно спросил мальчик, оглядываясь то на жреца, то на своего отца, скрючившегося на полу обезьянника.

-         Смерти, - подтвердил жрец. – Он должен умереть. Чем раньше умрут злые люди, сделавшие больно Великому червю, тем скорее исполнится его обещание, и мир возродится и будет отдан добрым людям.

-         Тогда папа должен умереть, - согласился Олег.

-         Вот молодец! – старик ласково потрепал мальчика по голове. – А теперь беги, поиграй ещё с дядей Вартаном и другими ребятишками! Только, смотри,  осторожней в темноте, не упади! Дрон, проводи его, а я тут посижу с ними ещё, поболтаю... Возвращайся через полчасика с другими, и мешки захватите, готовить будем.

        Свет погас. Стремительные шуршащие шаги дикаря и лёгкий детский топоток смолкли в отдалении. Жрец кашлянул и сказал:

-         Я тут с тобой поболтаю немножко, если ты не против. У нас пленных здесь обычно не берут, разве только детей, а то свои все чахлые и больные родятся...  А взрослых всё больше оглушённых приносят. Я бы и рад с ними поговорить, да и они сами, может, непрочь, только вот их съедают слишком быстро...

-         И зачем вы тогда их учите, что есть людей – это плохо? – равнодушно спросил Артём. – Червь там плачет, и прочее?

-         Ну, как сказать... Это им на будущее. Вам, конечно, этого момента не застать, да и мне тоже, но сейчас закладывается основа будущей цивилизации... Культуры, которая будет жить в мире с природой. Для них каннибализм – это вынужденное зло. Без животных белков, видишь ли, никуда. Но предания останутся, и когда прямая потребность убивать и жрать себе подобных пропадёт, они должны прекратить это делать. Вот тогда Великий червь и напомнит о себе. Жаль, только жить в эту пору прекрасную... – старик снова неприятно засмеялся.

-         Знаете, я столько всего уже навидался в метро, - сказал Артём. – На одной станции верят в то, что если глубоко копать, можно докопаться до ада. На другой – что мы уже живём в преддверии рая, потому что последняя битва добра и зла завершена, и те, кто выжил – избраны для вхождения в Царство божие. После этого в вашего Червя уже как-то не особо верится. Вы сами хотя бы в него верите?

-         Какая разница, во что верю я или другие жрецы? – усмехнулся старик. – Жить тебе осталось немного, пару часов, так что расскажу-ка я тебе кое-что. Люблю с обречёнными беседовать, жаль, редко получается. Ни с кем не можешь быть таким искренним, как с тем, кто все твои откровения унесёт в могилу...  Так вот, во что верю я сам – не важно. Главное, во что верят люди. Нелегко уверовать в бога, которого сам создал...

        Жрец ненадолго прервался, задумавшись, а потом продолжил:

-         Как бы тебе объяснить? Я когда студентом был, учил философию и психологию в университете, хотя тебе это вряд ли о чём-то говорит. И был у меня профессор - преподаватель когнитивной психологии, умнейший человек, и так весь мыслительный процесс по полочкам раскладывал – любо-дорого послушать. Я тогда как раз, как и все остальные в этом возрасте задавался вопросом – есть ли Бог, книги разные читал, разговоры на кухне до утра разговаривал - ну как обычно, и склонялся к тому, что скорее, всё-таки, нет. И как-то я решил, что именно этот профессор, большой знаток человеческой души, может мне на этот вопрос точно ответить. Пришёл к нему в кабинет, вроде как реферат обсуждать, а потом спрашиваю – а как по-вашему, Иван Михалыч, есть он всё же, Бог-то? Он меня тогда очень удивил. Для меня, говорит, этот вопрос даже не стоит. Я сам из верующей семьи, привык к той мысли, что он есть. С психологической точки зрения веру анализировать не пытаюсь, потому что не хочу. И вообще, говорит, для меня – это не столько вопрос принципиального знания, сколько повседневного поведения. То есть моя вера не в том, что я искренне убеждён в существовании высшей силы, а в том, что я выполняю предписанные заповеди, молюсь на ночь, в церковь хожу. Лучше мне от этого становится, спокойнее. Вот так-то, - старик замолчал. 

-         И что? – не выдержал Артём после минутной паузы.

-         А то. Верю я в Великого червя или не верю – не так уж важно. Но заповеди, вложенные в божественные уста, живут веками. Дело за малым - создать бога и научить его нужным словам. И поверь мне, Великий червь - не хуже других богов и переживёт многих из них. 

        Артём закрыл глаза. Ни Дрон, ни вождь этого странного племени, ни даже такие странные создания как Вартан наверняка не подвергали веру в Великого червя ни малейшему сомнению. Для них это была данность, единственное объяснение того, что они видели вокруг, единственное руководство к действию и мерило добра и зла. Во что ещё можно было верить человеку, в своей жизни никогда не видевшему ничего, кроме метро? Но было в легендах о Черве ещё что-то, чего Артём пока не мог понять.

-         Но почему вы их так настраиваете против машин? Что плохого в механизмах? Электричество, свет, огнестрельное оружие – как вы хотите, чтобы ваш народ выжил без этого? – спросил он.

-         Что плохого в машинах?! – тон старика разительно переменился: те фальшивое добродушие и терпение, с которыми он только что излагал свои мысли, улетучилось. – Ты же не собираешься за час до своей смерти проповедовать мне о пользе машин?! Да оглянись вокруг! Только слепец не заметит, что если человечество и обязано чему-то своим закатом, то только тому, что слишком полагалось на машины! Как ты смеешь заикаться о важной роли техники здесь, на моей станции?! Ничтожество!!

        Артём никак не ожидал, что его вопрос, куда менее крамольный, чем предыдущий – о вере в Великого червя, вызовет у старца такую реакцию. Не найдя, что ответить, он замолк. В темноте было слышно, как жрец тяжело дышал, шепча какие-то проклятия и стараясь успокоиться. Заговорил он только через несколько минут.

-         Отвык с неверными разговаривать, – судя по голосу, старик снова взял себя в руки. – Заболтался я с вами, да вот молодёжь что-то задерживается, мешки не несут, - надавив на слово «мешки», он выдержал артистическую паузу.

-         Какие ещё мешки? – поддался на уловку Артём.

-         Готовить вас будут. Я ведь когда про пытки говорил, не так выразился. Великому червю противна бессмысленная жестокость. Зачем пытать, если ещё вопрос и задать не успеешь – а человек на него сам отвечает? Я имел в виду другое. Мы с коллегами когда поняли, что каннибализм как явление здесь укоренился, и с ним уже ничего не сделаешь, решили, по крайней мере, позаботиться о кулинарной стороне вопроса. Вот и вспомнил кто-то, что корейцы, когда собак едят, кладут их живьём в мешок, и палками насмерть забивают. Мясо от этого очень выигрывает. Мягкое становится, нежное. Кому множественные гематомы, так сказать, а кому и отбивная. Так что не обессудьте. Я-то может и рад был бы сначала умертвить, а потом уже палками, но непременно надо, чтобы внутреннее кровоизлияние. Рецепт есть рецепт, - старик даже чиркнул зажигалкой, чтобы полюбоваться произведённым эффектом. - Однако, что-то задерживаются, не случилось бы... - добавил он.

 

        PLAY Ровно на середине слова его оборвал пронзительный визг. Послышались новые крики, беготня, детский плач, зловещий свист... На станции что-то происходило. Жрец   беспокойно прислушался к шуму, потом потушил огонь и затих.

        Через несколько минут на пороге загрохотали тяжёлые башмаки, и низкий голос пророкотал:

-         Есть кто живой?

-         Да! Мы здесь! Артём и Антон! – что было сил, закричал Артём, надеясь, что у старика за пазухой нет плевательной трубки с ядовитыми иглами.

-         Здесь они! Прикрой меня и пацана! – крикнул кто-то.

        Вспыхнул ослепительно яркий свет. Старик метнулся к выходу, но человек, загораживавший проход, сбил его с ног ударом по шее. Жрец коротко захрипел и упал.

-         Дверь, дверь держи!

        Что-то грохнуло, и с потолка посыпалась известь, и Артём зажмурился. Когда он открыл глаза, в комнате уже стояли двое человек. Выглядели они весьма необычно -  такого ему до сих пор видеть не доводилось. 

        Эти люди были одеты в тяжёлые длинные бронежилеты поверх превосходно подогнанной чёрной униформы. Оба были вооружены странными короткими автоматами с лазерными прицелами и набалдашниками глушителей. Картину дополняли массивные титановые шлемы с забралами – как у спецназовцев Ганзы, которых Артём видел мельком однажды, и непонятного назначения большие металлические щиты со смотровыми щелями. У одного за спиной к тому же виднелся и ранцевый огнемёт. Они быстро осмотрели комнату, освещая её длинным и невероятно сильным фонарём, по форме скорее напоминающим дубинку.

-         Эти? – спросил один из них.

-         Они, - подтвердил другой.   

        По деловому оглядев замок на двери обезьянника, первый отошёл назад, сделал несколько шагов и в прыжке ударил сапогом по решётке. Ржавые петли не выдержали напора, и дверь рухнула в полушаге от Артёма. Человек опустился перед ним на одно колено и поднял забрало. Всё стало на свои места: на Артёма, прищурившись, смотрел Мельник. Широкий зазубренный нож скользнул по проводам, спутывавшим ноги и руки Артёма. Потом сталкер в несколько ударов разрезал проволоку, которой был связан Антон.

-         Живой, - удовлетворённо отметил Мельник. – Идти сможешь?

        Артём закивал, но подняться на ноги сам не сумел. Всё тело онемело и совершенно не подчинялось ему.

        В комнату вбежали ещё несколько человек, двое из которых тут же заняли оборонительные позиции у дверей. Всего в отряде было восемь бойцов - остальные были одеты и экипированы почти так же, как и те, что ворвались в комнату первыми, но на нескольких были ещё и долгие кожаные плащи, как у Хантера. Один из них опустил на землю ребёнка, которого до этого зажимал под мышкой, прикрывая надетым на руку щитом. Тот сразу бросился в клетку и согнулся над Антоном.

-         Папа! Папа! Я специально им наврал, как будто я за них, правда! Я дяде показал, где ты! Извини, папа! Папа, не молчи! – мальчик еле сдерживал слёзы.

        Антон равнодушно глядел в потолок стеклянными глазами. Артём испугался, что вторая парализующая игла за день могла оказаться для командира дозора последней. Мельник положил указательный палец на шею распростёртого на полу Антона.

-         Порядок, - заключил он через несколько секунд. – Жив. Носилки сюда!

        Пока Артём рассказывал про воздействие ядовитых игл, двое бойцов развернули на полу матерчатые носилки и погрузили на них Антона.

        На полу завозился и забормотал что-то сбитый с ног старик.

-         Это ещё кто? – спросил Мельник, и, услышав от Артёма объяснение, решил, - этого берём с собой, будем им прикрываться. Как обстановка?

-         Тихо всё, - доложил державший входную дверь боец.

-         Отходим к туннелю, из которого пришли, - объявил сталкер. – Задача – вернуться на базу с раненым и заложником для допроса. -  На вот, - он кинул Артёму «калашников». – Если всё будет нормально, пользоваться не придётся. У тебя даже брони нет, так что будешь оставаться под нашим прикрытием. За мальчишкой следи.

        Артём согласно кивнул и взял Олега за руку, еле оторвав его от носилок, на которых лежал его отец.        

-         Строимся «черепахой», - отдал короткий приказ Мельник.

        Бойцы мгновенно образовали овал, выставив наружу сомкнутые щиты, над которыми виднелись только шлемы. Свободными руками четверо взяли носилки. Мальчик и Артём оказались внутри, полностью прикрытые щитами. Пленному старику заткнули кляпом рот, связали за спиной руки и выставили его в голове построения. После нескольких крепких тычков он прекратил попытки вырваться и затих, угрюмо уставившись в пол.

        Глазами «черепахи» служили двое первых бойцов, у которых были особые приборы ночного видения: они крепились прямо на шлем, так что руки оставались не заняты. По команде отряд пригнулся, прикрывая щитами ноги, и стремительно двинулся вперёд.

        Зажатый между бойцами, Артём тащил за руку не поспевавшего за ним Олега. Ему ничего не было видно, и о происходившем он мог судить только по отрывистым переговорам остальных.

-         Трое справа... женщины, ребёнок.

-         Слева! В арке, в арке! Стреляют! – о железо щита зазвенели иглы.

-         Снимай их! – послышались ответные автоматные хлопки.

-         Один есть... Двое есть... Двигаемся, двигаемся!

-         Сзади! Ломов! – снова выстрелы.

-         Куда, куда? Там не пройти!

-         Вперёд, я сказал! Заложника держи!

-         Чёрт, прямо рядом с глазами пролетело...

-         Стой! Стой! Стоять!

-         Что там?

-         Всё блокировано! Там их человек сорок! Баррикады!

-         Далеко?

-         Двадцать метров до них. Не стреляют.

-         С боков заходят! 

-         Когда они успели баррикады построить?!

        На щиты обрушился настоящий град игл. По сигналу все опустились на одно колено, так что теперь броня закрывала их целиком. Артём пригнулся, прикрывая мальчика. Носилки с Антоном поставили на пол, и теперь стрелков стало вдвое больше.

-         Не отвечать! Не отвечать! Ждём...

-         В сапог попало...

-         Готовь свет... На счёт три – фонари и огонь. У кого ПНВ – выбирайте цели сейчас... Раз...

-         Как лупят...

-         Два! Три!

        Одновременно зажглись несколько мощных фонарей и заработали автоматы. Где-то впереди послышались крики и стоны умирающих. Потом стрельба неожиданно прекратилась. Артём прислушался.

-         Вон, вон, с белым флагом... Сдаются, что ли?

-         Прекратить огонь! Говорить будем. Заложника выставьте!

-         Стой, падла, куда! Держу, держу! Шустрый старикан...

-         У нас ваш жрец! Дайте нам уйти! Дайте нам вернуться в туннель! Повторяю, дайте нам уйти! – громко выкрикнул Мельник.

-         Ну что там? Что там?

-         Ноль реакции. Молчат.

-         Да они вообще нас понимают?

-         Ну-ка, посветите мне на него получше...

-         Дайте глянуть...

        Потом переговоры оборвались. Бойцы словно погрузились в раздумье – сначала те, что стояли впереди, потом затихли и прикрывавшие тыл. Наступила напряжённая, нехорошая тишина.

-         Что там? – спросил Артём тревожно.

        Ему никто не ответил. Люди перестали даже шевелиться. Артём почувствовал, как мальчик сжал его ладонь своей вспотевшей от волнения ручонкой. Его трясло.

-         Я чувствую... Он на них смотрит... – сказал он тихо.

-         Заложника отпустить, - произнёс вдруг Мельник. 

-         Отпустить заложника, - повторил другой боец.

        Тогда Артём, не выдержав, разогнулся и посмотрел поверх щитов и шлемов – вперёд, где в десяти шагах от них, в пересечении трёх ослепительных белых лучей стоял, не жмурясь и не прикрываясь руками, высокий сгорбленный человек с белой тряпкой в вытянутой узловатой руке. С этого расстояния лицо человека было видно очень хорошо... Слишком хорошо. Это было существо, похожее на Вартана, который допрашивал его несколько часов назад. Артём юркнул за щиты и привёл свой автомат в боевую готовность.

        Сцена, которую он только что видел, всё ещё стояла перед его глазами. Одновременно жуткая и завораживающая, она вдруг на миг напомнила ему о старой книжке «Сказки и мифы древней Греции», которую он любил рассматривать, когда был маленьким. Одна из легенд рассказывала о чудовищном создании в получеловеческом обличии, взгляд которого превратил в камень многих отважных воинов. 

        Он перевёл дух, собрал всю волю в кулак и, запретив себе смотреть гипнотизёру в лицо, выскочил, словно чёртик на пружине, и спустил курок. После странного, бесшумного боя, который вели между собой противники, вооружённые автоматами с глушителями и плевательными трубками, очередь «калашникова», казалось, сотрясла своды станции.

        Хотя Артём был уверен, что промахнуться с такого расстояния невозможно, случилось то, чего он боялся больше всего: непостижимым образом это создание угадало его движение, и как только голова Артёма появилась над щитами, взгляд угодил в ловушку его мёртвых глаз. Он успел нажать на спусковой крючок, но невидимая рука плавно отвела ствол в сторону. Почти вся очередь ушла мимо, и только одна пуля впилась существу в плечо. Оно издал режущий ухо гортанный звук и одним  неуловимым движением кануло во тьму.

        Есть несколько секунд, подумал Артём. Всего несколько секунд. Когда отряд Мельника прорывался на Парк Победы,  на его стороне был элемент неожиданности. Но теперь, когда дикари организовали оборону и выставили своих нелюдей, шанса преодолеть созданный ими заслон, кажется, не было. Единственным выходом оставалось бегство другим путём. В голове промелькнуло, как тюремщик обмолвился о том, что со станции в неизвестном направлении уходили туннели, которых не было на карте метро.

-         Здесь другие туннели есть? – спросил он у Олега.

-         Там ещё одна станция, за переходом, такая же как эта, как будто отражение в зеркале, - мальчик махнул рукой. – Мы там играли. Там ещё туннели, как здесь, но нам сказали, туда ходить нельзя.

-         Отступаем! К переходу! – стараясь занизить голос и подделать его под командный бас Мельника, заорал Артём. 

-         Какого чёрта?! – недовольно прорычал сталкер. 

        Он, кажется, приходил в себя. Артём схватил его за плечо.

-         Скорее, у них там какая-то тварь, которая гипнотизирует, - затараторил он. – Нам  этот заслон не прорвать! Там другой выход есть, за переходом!

-         Верно, она же двойная, эта станция... Отходим! – принял решение сталкер. – Держите баррикаду! Назад! Шагом, шагом!

        Бойцы медленно, словно нехотя, зашевелились. Подстёгивая их новыми приказами, Мельник сумел заставить отряд перестроиться и начать отступление прежде, чем из темноты в них полетели новые иглы. Когда они ступили на ступени перехода на вторую половину станции, один из членов отряда, шедший последним, вскрикнул и схватился за голень. Он ещё переступал деревенеющими ногами несколько секунд, Артём видел это в отсветах фонаря. Но потом всё тело раненого свела чудовищная судорога, его перекрутило, словно отжатую после стирки тряпку, и он упал на землю. Отряд остановился. Под прикрытием щитов двое свободных бойцов бросились поднимать своего товарища с земли, но всё было кончено. Его тело прямо на глазах посинело, а на губах выступила пена. Артём уже знал, что это означает, как знал это, похоже, и Мельник.

-         Возьми его щит, шлем и автомат! Быстро! – приказал он Артёму. – Отходим, отходим! – закричал он остальным.

        Титановый шлем был перепачкан пеной агонии, и снимать его пришлось бы через голову мёртвого. Артём так не смог заставить себя это сделать. Ограничившись автоматом и щитом, он дал круговую очередь, надеясь отпугнуть растворившихся в темноте убийц, занял своё место в хвосте построения, укрылся щитом и двинулся вслед за остальными.

        Сейчас они почти бежали. Потом кто-то бросил далеко вперёд дымовую шашку, и, воспользовавшись неразберихой, отряд начал спускаться на пути. Удивлённо вскрикнул и упал на землю ещё один боец. Носилки с раненым Антоном теперь нести теперь пришлось только троим. Показываться из-за щита Артём так и не решился и  несколько раз стрелял назад наугад. Потом произошло что-то странное: в них больше не летели иглы, хотя, судя по шелесту шагов и голосов вокруг, преследование не прекратилось. Набравшись храбрости, Артём выглянул наружу.

        Отряд находился в десятке метров от входа в туннель. Первые бойцы уже шагнули внутрь, двое, развернувшись, обшаривали лучами подступы и прикрывали остальных. Но потребности в прикрытии не было: дикари, кажется,  не собирались следовать за ними в туннели. Столпившись полукругом, опустив плевательные трубки и прикрываясь руками от слепящего света фонарей, они молча чего-то ждали.

-         Враги Великого червя, слушайте!

        Из толпы выступил вперёд тот самый бородатый вождь, который отдавал распоряжения во время допроса.

-         Враги идут в священные ходы Великого червя. Добрые люди не идут за вами. Сегодня туда идти запрет. Большая опасность. Смерть, проклятие.  Пусть враги отдают старого жреца и уходят.

-         Не отпускать, не слушать их, - немедленно распорядился Мельник. – Отходим.

        Они осторожно продолжили движение. Артём и ещё несколько бойцов, которые шли последними, отступали, пятясь назад и не спуская остающуюся позади станцию с прицела. Сначала за ними действительно никто не шёл. Со станции доносились голоса: кто-то спорил, сперва негромко, потом – перейдя на крик.

-         Дрон не может! Дрон должен идти! За учителем!

-         Запрет идти! Стоять! Стоять!

        Чёрная фигура метнулась из темноты в лучи фонарей с такой скоростью, что попасть по ней было совершенно невозможно. Вслед за ней вдалеке показались и другие. Не успевая поймать в прицел первого дикаря, один из бойцов швырнул что-то вперёд. 

-         Ложись! Граната!

        Артём кинулся на шпалы лицом вниз, прикрывая руками голову, и раскрыл рот, как его учил отчим. Невообразимый грохот и оглушительная сила взрывной волны ударили по ушам, прижали его к земле. Ещё несколько минут он лежал, открывая и закрывая глаза, пытаясь прийти в себя. В голове звенело, перед глазами кружились цветные пятна. Первым звуком, который дошёл до его сознания, были неуклюжие, бесконечно повторяющиеся слова:

-         Нет, нет, не стреляй, не стреляй, не стреляй, у Дрона нет оружия, не стреляй!

        Он оторвал голову и осмотрелся. В перекрестье лучей, высоко подняв руки, стоял тот самый дикарь, что охранял их, пока они сидели в обезьяннике. Двое бойцов держали его на прицеле, ожидая приказов, остальные поднимались с земли и отряхивались. В воздухе висела тяжёлая каменная пыль, со стороны станции полз едкий дым.

-         Что, рухнуло? – спросил кто-то.

-         От одной гранаты... На соплях всё метро держится...

-         Ну, зато уже не сунутся. Пока завал разберут...

-         Этого связать и с собой. Уходим, времени нет, неизвестно, когда они там опомнятся,  - отдал приказ подошедший Мельник.

       

        Привал они сделали только через час. За это время туннель несколько раз раздваивался, и сталкер, шагавший впереди, делал выбор между ответвлениями. В одном месте в стенах виднелись огромные чугунные петли, когда-то, наверное, нёсшие на себе мощные ставни. Рядом с ними валялись обломки гермозатвора. Кроме этого, ничего интересного не попадалось: туннель был совершенно пуст, чёрен и безжизнен.  

        Шли медленно: у пленного старика заплетались ноги и несколько раз он, споткнувшись, падал на землю. Дрон шагал нехотя и всё время бормотал себе под нос что-то про запрет и проклятия, пока ему тоже не заткнули кляпом рот.

        Когда сталкер разрешил наконец остановиться и разослал часовых с приборами ночного видения на пятьдесят метров в обе стороны, обессиленный жрец рухнул на пол. Дикарь, умоляюще мыча сквозь тряпку, добился того, чтобы конвоиры подвели его к старику и, опустившись перед ним на колени, скованными руками погладил его по голове.

        Маленький Олег бросился к носилкам, на которых лежал его отец, и заплакал. Паралич у Антона прошёл, но он впал в забытье – так же, как и в первый раз. Сталкер тем временем поманил Артёма в сторонку. Тот больше не мог сдерживать любопытства.

-         Как вы нас нашли? Я ведь уже думал, всё, съедят,  – признался он Мельнику.

-         Да что вас искать было? Вы дрезину прямо под люком оставили. Дозорные её  через полчаса заметили, когда Антона к чаю не дождались. Просто сами туда не отважились соваться. Охрану выставили, начальнику доложили. Ведь ты меня совсем чуть-чуть не дождался. Потом я ещё к Смоленской ушёл, на базу, за подкреплениями. По тревоге собирались, но всё-таки. На всё время нужно. Пока ещё экипироваться... Я только на Маяковской начал понимать, что к чему. Там похоже было – тоже обваленный боковой туннель, мы с Третьяком там разделились – по карте искали, где вход может быть. Метров на пятьдесят разошлись. Он, наверное, ближе ко входу подобрался. Всего на три минуты отошёл, кричу ему – он не отзывается. Подбегаю – лежит весь синий, вспух, губы этой дрянью обмётаны, пена... Тут уж было не до поисков. За ноги его взял и на станцию. Пока тащил, вспомнил Семёныча и его историю с отравленным часовым. Посветил на Третьяка – точно, игла в ноге. Тут у меня всё и начало становиться на места. Отправил тебе поскорее гонца, чтобы ты оставался на станции, дела уладил, и сам вернулся. Но не успел.

-         Неужели на Маяковской тоже они? – удивился Артём. – Но как же они туда с Парка Победы попадают?

-         А вот так и попадают, - сталкер снял тяжёлый шлем и поставил его на пол. – Ты меня, конечно, извини, но мы не только за тобой сюда пришли, но и на разведку. Я думаю, отсюда должен быть ещё один выход в Метро-2. Через него эти твои людоеды до Маяковской и добрались. Там, кстати, те же истории, что здесь – дети по ночам со станций исчезают. И вообще, чёрт знает, где они ещё шастают – а мы про них ни слухом, ни духом.

-         То есть... вы хотите сказать... – сама мысль показалась Артёму такой невероятной, что он не сразу осмелился произнести её вслух. – По-вашему, вход в Метро-2 где-то здесь?

        Неужели врата в Д-6, таинственную тень метро, находились совсем рядом с ними? Артёму в голову полезли все слухи, байки, легенды и теории о Метро-2, которых он успел наслушаться за свою жизнь. Чего стоила хотя бы вера в Невидимых Наблюдателей, о которой ему рассказали два его странных собеседника на Полянке! Он невольно огляделся по сторонам, словно рассчитывая увидеть невидимое.

-         Скажу тебе больше, - подмигнул ему сталкер. – Я думаю, мы уже в нём.

        В это поверить уже совсем было нельзя. Попросив у одного из бойцов фонарь, Артём принялся исследовать стены туннеля. Он ловил на себе удивлённые взгляды остальных, прекрасно понимая, что вид у него сейчас, должно быть, преглупый, но ничего не мог с собой поделать. Он и сам не до конца знал, что рассчитывал увидеть, попав в Метро-2. Золотые рельсы? Людей, живущих, как жили прежде, не знающих об ужасах нынешнего существования? Изобилие? Богов? Он прошёл от одного дозорного к другому, но так ничего и не обнаружив, вернулся к Мельнику. Тот разговаривал с охранявших дикарей бойцом.  

-         Что с заложниками? В расход? – буднично поинтересовался конвоир.

-         Сначала пообщаемся, - ответил сталкер.

        Нагнувшись, он вытащил кляп изо рта старика, потом проделал то же и со вторым пленным.

-         Учитель! Учитель! Дрон идёт с тобой! Я иду с тобой, учитель! Дрон нарушает запрет, Дрон готов умереть от руки врагов Великого червя, но Дрон идёт с тобой, до конца! – сразу же запричитал дикарь, раскачиваясь из стороны в сторону над стонущим жрецом.

-         Что там дальше? Что ещё за червь? Какие ещё священные ходы? – спросил Мельник.

        Старик молчал. Испуганно оглянувшись на конвоиров, Дрон поспешно сказал:

-         Священные ходы Великого червя – запрет для добрых людей. Там Великий червь может показаться. Человек может увидеть. Запрет смотреть! Только жрецы могут. Дрон боится, но идёт. Дрон идёт с учителем.

-         Какой ещё червь? – поморщился сталкер.

-         Великий червь... Создатель жизни, – объяснил Дрон. - Дальше начинаются священные ходы. Не каждый день можно ходить. Есть дни запрета. Сегодня день запрета. Если увидеть Великого червя, превращаешься в пепел. Если услышишь, становишься проклят, быстро умираешь. Все знают. Старейшины говорят.

-         Там у них все, что ли, такие дегенераты? – сталкер беспомощно оглянулся на Артёма.

-         Нет, - помотал головой тот, - со жрецом поговорите.

-         Ваше преосвященство, - не скрывая иронии, обратился Мельник к старику. – Вы меня извините, я, так сказать, старый солдат... Как бы это выразиться... Высоким языком не умею. Но тут где-то в ваших владениях, есть одно место, которое мы ищем. Как бы подоступнее... Там хранятся...  Огненные стрелы? Гроздья гнева?

        PLAY Он всматривался в лицо старика, надеясь, что тот отзовётся на одну из его метафор, но жрец упорно молчал, угрюмо уставившись на него исподлобья.

-         Горящие слёзы богов? – под удивлёнными взглядами Артёма и конвоиров продолжал изощряться сталкер. – Молнии Зевеса?

-         Кончайте паясничать, - наконец презрительно оборвал его старик. – Нечего топтать трансцендентальное своими грязными солдатскими сапогами.

-         Ракеты, - сразу перешёл на деловой тон Мельник. – Ракетная часть в ближнем Подмосковье. Выход из туннеля от Маяковской. Вы должны понимать, о чём я говорю. Нам туда надо срочно, и вам лучше нам помочь.

-         Ракеты... – медленно, словно пробуя слово на вкус, повторил старик. – Ракеты... Вам, наверное, лет пятьдесят, так? Вы ещё помните. СС-18 на Западе назвали  «Сатаной». Это было единственное прозрение слепой от рождения человеческой цивилизации. Неужели вам мало?! Вы уничтожили весь мир, неужели вам мало?!!

-         Послушайте, ваше преосвященство, у нас на это нет времени, - оборвал его Мельник. – Даю вам пять минут, - он хрустнул костяшками, разминая ладони.

        Старик скривился. Похоже, ни грозное боевое облачение сталкера и его бойцов, ни небрежно скрытая угроза в голосе Мельника не производили на него ни малейшего впечатления.

-         А что, что вы мне можете сделать? – усмехнулся он. – Запытать? Убить? Сделайте одолжение, я всё равно стар, а нашей вере не хватает мучеников. Так убейте же меня, как вы убили сотни миллионов других людей! Как вы убили весь мой мир! Весь наш мир! Давайте, нажмите на курок вашей чёртовой машинки, как вы нажимали на курки и кнопки десятков тысяч разных машин и устройств!

        Голос старика, сначала слабый и хриплый, быстро наливался сталью. Несмотря на спутанные седые волосы, связанные руки и небольшой рост, он больше не выглядел жалко: от него исходила странная сила, каждое новое его слово звучало более убедительно и грозно, чем предыдущее.

-         Вам не надо душить меня своими руками, вам даже не придётся видеть моей агонии... Будьте вы прокляты со всеми вашими машинами! Вы обесценили и жизнь, и смерть... Вы считаете меня безумцем? Но истинные безумцы – это вы, ваши отцы и ваши дети! Разве не было опасным сумасшествием стараться подчинить себе всю землю, накинуть удила на природу, загнать её до пены и судорог? А потом, в порыве ненависти к себе и таким же, как вы, пытаться окончательно расправиться с ней?  Где вы были, когда мир рушился? Видели ли вы, как это было? Видели ли вы то, что видел я? Небо, сначала плавящееся, а потом затянутое каменными облаками? Кипящие реки и моря, выплевывающие на берег сварившихся заживо созданий, а потом превращающиеся в морозное желе? Солнце, пропавшее на долгие годы с небосклона? Дома, в доли секунды обращённые в пыль, и людей, обращённых в пепел? Вы слышали их крики о помощи?! А умирающих от эпидемий и изувеченных излучением? Вы слышали их проклятия?! Посмотрите на него! – он указал на Дрона, - посмотрите на всех безруких, безглазых, шестипалых! Даже те из них, кто приобрёл новые способности, клеймят вас!

        Дикарь упал на колени и с благоговением ловил каждое слово своего жреца. Артём и сам почувствовал в этот момент похожее желание. Даже конвоиры невольно сделали шаг назад, и только Мельник продолжал, прищурившись, смотреть старцу в глаза.

-         Видели ли вы гибель этого мира? – продолжал жрец. - Знаете ли вы, кто в ней повинен? Кто знает по именам тех, кто одним нажатием кнопки, даже не видя того, что творит, стирал с лица земли сотни тысяч людей? Превращал бескрайние зелёные леса в выжженные пустыни? Что вы сделали с этим миром? С моим миром?! Как вы посмели взять на себя ответственность за то, чтобы обратить его в ничто? Земля не знала большего зла, чем ваша адская машинная цивилизация, цивилизация, противопоставляющая неживые механизмы природе! Она сделала всё возможное, чтобы окончательно подмять, сожрать и переварить мир, но зарвалась и истребила самоё себя... Ваша цивилизация – это раковая опухоль, это огромная амёба, жадно всасывающая в себя всё, что есть полезного и питательного вокруг и исторгающая только зловонные отравленные отходы. И теперь вам снова нужны ракеты! Вам нужно самое страшное оружие, созданное вашей цивилизацией преступников! Зачем? Чтобы довершить начатое? Чтобы шантажировать последних выживших? Прорваться к власти? Убийцы! Я ненавижу вас, ненавижу вас всех! – в исступлении закричал он, потом закашлялся и замолчал.

        Никто не промолвил ни слова, пока он не справился с кашлем и продолжил:

-         Но ваше время оканчивается... И пусть я сам уже не доживу до этого, но вам на смену придут другие, придут те, кто понимает губительность техники, те, кто сможет обходиться без неё... Вы вырождаетесь, и вам остается недолго. Как жаль, что я не увижу вашей последней агонии! Но мы взрастим сыновей, которые увидят! Человек раскается в том, что в гордыне своей уничтожил всё, что было у него самого ценного! После веков обмана и лжи, он наконец научится различать зло и добро, правду и ложь! Мы воспитаем тех, кто заселит землю после вас. А чтобы ваша агония не затянулась, мы скоро воткнём вам кинжал милосердия в самое сердце! В дряблое сердце вашей догнивающей  цивизации... Этот день близится! – он плюнул под ноги Мельнику.

        Сталкер ответил не сразу. Он оценивающе разглядывал дрожащего от ненависти старика. Потом, скрестив руки на груди, издевательским тоном спросил:

-         И что же, вы выдумали себе какого-то червяка и насочиняли баек, просто чтобы внушить вашим людоедам ненависть к технике и прогрессу?

-         Молчите! Что вы знаете о моей ненависти к вашей треклятой, вашей дьявольской технике! Что вы понимаете в людях, в их надеждах, целях, потребностях?! Человеку не хватало именно такого бога... Такого, как мы создали. Если старые божества позволили человеку сорваться в пропасть, и сами погибли вместе со своим миром, нет смысла их оживлять... В ваших словах я слышу это чёртово высокомерие, это презрение, эту гордыню, которые и привели человечество на край пропасти. Да, пусть Великого червя нет,  пусть мы его выдумали, но у вас очень скоро будет возможность убедиться, что этот выдуманный подземный бог куда более могуществен, чем ваши сверзившиеся со своих тронов и разбившиеся небожители! Вы смеётесь над Великим червём? Смейтесь! Но последними будете смеяться не вы!

-         Довольно. Кляп! – приказал сталкер. – Пока его не трогать, он нам ещё дальше пригодиться может.

 

        Сопротивляющемуся и выкрикивающему проклятия старику снова запихнули в рот тряпку. Дикарь, которого на всякий случай держали за руки двое бойцов, никак не проявлял своего сочувствия. Он стоял молча, его плечи были бессильно опущены, а потухший взгляд не отрывался от жреца. 

-         Учитель... Что значит – Великого червя нет? – тяжело выговорил он наконец. 

        Старец даже не посмотрел на него.

-         Что значит – вы выдумали Великого червя, учитель? – тупо повторил Дрон, качая головой из стороны в сторону.

        Жрец не отвечал. Артёму показалось, что на свою речь старик израсходовал всю жизненную энергию и волю, и теперь, выплюнув наружу весь без остатка огонь ненависти и отчаяния, он впал в прострацию.

-         Учитель... Учитель... Великий червь есть... Ты обманываешь! Зачем? Ты говоришь неправду -  хочешь запутать врагов! Он есть... Есть! – неожиданно Дрон начал глухо и жутко подвывать.

        В его полувое-полуплаче росло такое отчаяние, что Артёму захотелось подойти к нему, чтобы утешить. Старец, кажется, уже распрощался с жизнью и потерял всякий интерес к своему ученику, его теперь тревожили совсем другие вопросы.

-         Есть! Есть! Он есть! Мы его дети! Мы все его дети! Он есть, и был всегда, и будет всегда! Он есть! Если Великого червя нет... Значит... Мы совсем одни....

        С дикарём, предоставленным самому себе, творилось что-то жуткое. Он вошёл в транс, мотая головой, как бы надеясь отвергнуть и забыть услышанное, выводя голосом одну и ту же ноту,  и капающие из его глаз слёзы мешались с обильно стекающей слюной. Он даже не делал попыток утереться, вместо этого вцепившись руками в свой бритый череп. Конвоиры отпустили его, и он упал на землю, затыкая руками уши, ударяя себя по голове, расходясь всё больше и больше, пока его тело не стало бесконтрольно выделывать дикие кульбиты, а крик заполнил весь туннель. Бойцы попытались усмирить его, но даже пинки и удары могли только на секунду перебить сдержать первобытный крик отчаяния, рвущийся наружу из его груди.

        Мельник неодобрительно посмотрел на заходящегося в припадке дикаря, потом расстегнул набедренную кобуру, выдернул оттуда «Стечкина» с глушителем, коротким точным движением навёл его на Дрона и спустил курок. Шлёпнул глушитель, и изгибающееся на полу напружиненное тело мгновенно обмякло.

        Нечленораздельный крик, в котором он заходился, оборвался, но эхо ещё несколько секунд повторяло его последние звуки, словно на миг продляя Дрону жизнь.

-         Ииииииииииииииии....

        И только сейчас до Артёма начало доходить, что именно кричал перед смертью дикарь.

        «Одни!»

        Сталкер сунул пистолет обратно в кобуру. Артём почему-то не мог заставить себя взглянуть на него, вместо этого рассматривая успокоившегося Дрона и сидящего неподалёку жреца. Тот никак не отреагировал на смерть своего ученика. Когда раздался пистолетный хлопок, старик чуть дёрнулся, потом мельком кинул взгляд на тело дикаря и снова равнодушно отвернулся.

-         Двигаемся дальше, - приказал Мельник. – На такой шум сюда сейчас пол-метро сбежится.

        Отряд моментально построился. Артёма поставили в хвост, на место замыкающего, снабдив мощным фонарём и бронежилетом одного из бойцов, который нёс Антона. Через минуту они снялись с места и двинулись вглубь туннелей.

        На роль замыкающего Артём сейчас не годился. Он с трудом переставлял ноги, запинаясь о шпалы, и беспомощно оглядываясь на шагающих впереди бойцов. В его ушах стоял предсмертный крик дикаря.

        Его отчаяние, разочарование и нежелание верить в то, что в этом страшном угрюмом мире человек остался совсем один, передалось Артёму. Странно, но только услышав вопль дикаря, полный безысходной тоски по нелепому, выдуманному божеству он начал понимать то вселенское чувство одиночества, которое питало человеческую веру.

        Ступая по пустому безжизненному туннелю, он и сам сейчас ощущал нечто подобное. Если сталкер оказался прав, и они уже больше часа углублялись в недра Метро-2, то загадочное сооружение оказывалось простой инженерной конструкцией, давным-давно заброшенной хозяевами и захваченной полуразумными людоедами и их фанатичными священниками.

       

        Бойцы зашептались. Отряд вступал на пустую станцию. Выглядела она необычно: короткая платформа, низкий потолок,  толстенные колонны из железобетона и кафельные стены вместо привычного мрамора указывали на то, что станция никогда не должна была радовать чей-то глаз, и единственным её назначением было как можно надёжней защитить тех, кто ей пользовался.

        Потускневшие от времени солидные бронзовые буквы на стенах, вдоль которых они продвигались, складывались в непонятное слово «Совмин». В другом месте было написано «Дом Правительства РФ». Артём точно знал, что станции ни под одним из этих названий в обычном метро не было, и означать это могло только одно – они уже давно вышли за его пределы. Мельник, похоже, не собирался здесь задерживаться. Спешно осмотревшись вокруг, он негромко посовещался о чём-то со своими бойцами, и они двинулись дальше.

       

        Артёма заполняло странное чувство, которое ему вряд ли удалось бы выразить словами. Словно в подаренном ему отчимом на день рождения ярком свёртке оказалась одна газетная бумага, а самого подарка найти так и не удалось.

        Невидимые Наблюдатели на его глазах мертвели, превращались из грозной, мудрой и непостижимой силы в фантасмагорические античные скульптуры, иллюстрирующие древние мифы, крошащиеся от сырости и сквозняков туннелей. Заодно с ними в его сознании рассыпались шелухой и другие верования, с которыми ему пришлось столкнуться за это путешествие.

        Перед ним раскрывалась одна из самых больших тайн метро. Он собственными ногами ступал по Д-6, которую кто-то из его собеседников назвал в своё время Золотым мифом метрополитена. Однако вместо радостного волнения он испытывал непонятную горечь. Он начинал понимать, что некоторые тайны прекрасны именно потому, что не имеют разгадки, и что есть вопросы, ответы на которые лучше никому не знать.

        Артём ощутил, как щеке стало холодно – в том месте, где дыхание туннелей прошлось по следу от ползущей вниз слезы. Он отрицательно покачал головой, совсем как это недавно делал пристреленный дикарь. Его начало знобить – то ли от промозглого сквозняка, несущего запах сырости и запустения, то ли от пронзительного чувства одиночества и пустоты.

        На долю секунды ему показалось, что всё на свете вдруг потеряло смысл – и его миссия, и попытки человека выжить в изменившемся мире, и вообще жизнь во всех её проявлениях.  В ней не было ничего – только пустой тёмный туннель отмерянного каждому  времени, через который он должен вслепую брести от станции «Рождение» до станции «Смерть». Искавшие веру просто пытались найти в этом туннеле боковые ответвления. Но станций было всего две, и туннель строился только для того, чтобы их связать, поэтому никаких ответвлений в нём не было и быть не могло.

        Когда Артём опомнился, оказалось, что он отстал от отряда на несколько десятков шагов. Что заставило его прийти в себя, он понял не сразу. Потом, оглядевшись по сторонам и прислушавшись, наконец осознал: в стене туннеля виднелась неплотно прикрытая дверь, через которую до него доносился странный нарастающий шум – чей-то глухой рокот или недовольное урчание. Его, наверное, совсем ещё не было слышно,

когда мимо двери проходили остальные. Но теперь не заметить этот шум становилось всё сложнее. 

        Сейчас отряд оторвался от него уже, наверное, на сотню метров. Преодолев желание броситься ему вдогонку, Артём затаил дыхание, приблизился к двери и толкнул её вперёд. За ней открывался довольно длинный и широкий коридор, оканчивающийся чёрным квадратом выхода. Именно оттуда и долетал рокот, всё больше напоминающий сейчас рёв огромного животного.

        Шагнуть внуть Артём так и не осмелился. Как завороженный, он стоял, уставившись в пустой квадрат в конце коридора и слушая... Пока неожиданно рёв не усилился многократно, и тогда в проёме с другой стороны коридора не показалось в ярком луче фонаря что-то смутное, неимоверно огромное, неудержимо несущееся вперёд, мимо открытого прохода – и дальше.

        Артём отпрянул, захлопнул дверь и бросился догонять отряд.

       

               

ДАЛЬШЕ